Педагоги и просветители

Жан-Жак Руссо

В отличие от Вольтера, Руссо выступал за идеи всеобщего равенства. Можно даже сказать, что его идеи были близки коммунистическим (хотя до изобретения самого коммунизма тогда ещё было очень далеко) – он требовал уравнения всех людей в правах, всеобщего избирательного права, а также считал, что закономерным шагом в развитии цивилизованного общества должен стать частичный отказ от частной собственности. Философ не предлагал отказаться от неё полностью, но считал, что люди должны быть уравнены в правах имущественно, то есть, проще говоря, надо «отнять у богатых и раздать бедным».

Жан-Жак Руссо

Свои взгляды на причины социального неравенства и их природу он изложил в трудах «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Руссо утверждал, что власть принадлежит всему народу, а не кучке правителей, и ратовал за возврат к природе. Он верил также, что добиться этого можно законодательным путём.

Василий Сухомлинский

 Выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский, как и Антон Семенович Макаренко, начал преподавать в юном возрасте (с 17 лет) и также с успехом окончил Полтавский педагогический институт. Учителями стали и трое его братьев, воспитанных вместе с Василием в небогатой крестьянской семье.

 В 1941 году Василий Александрович добровольцем уходит на фронт и лишь чудом выживает после тяжелого ранения в боях при Москве. В его груди навсегда остается осколок снаряда. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы, и этот пост занимает до самой своей смерти.

 Василий Александрович Сухомлинский является автором сорока монографий и брошюр. Его перу принадлежат более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском.

 Педагогическая система, созданная Сухомлинским, основывается на принципах гуманизма и признании ценности личности ребенка

Процесс обучения по Сухомлинскому сегодня можно определить как радостный труд, воспитание гордости труженика, важности создания полезного для общества. Свои успехи ребенок должен ощущать, переживать, осознавать себя как личность, понимать ответственность перед родителями, товарищами, социумом

Важная роль в обучении была отведена и творческой составляющей: сочинению вместе с детьми сказок, стихов, чтению книг. 

 Недостаточный уровень интеллектуального и культурного развития Василий Александрович называл одной из основных причин подростковой преступности.

 «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой… Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг… Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки»

 В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем.

Лауреаты-2012

Светлана Свиридова – учитель математики, директор Новороссийской средней общеобразовательной школы Рубцовского района.

Михаил Бородин – бывший преподаватель-организатор ОБЖ Сростинской средней общеобразовательной школы имени В.М. Шукшина Бийского района.

Павел Старцев – педагог дополнительного образования, руководитель ансамбля гармонистов «Солидные ребята» ДЮЦ Советского района.

Людмила Жукова – учитель русского языка и литературы Хлопуновской средней школы Шипуновского района.

Владимир Комаров – бывший учитель истории Волчихинской средней школы № 1, основатель двух сельских краеведческих музеев.

Николай Чуприн – учитель изобразительного искусства Романовской средней школы.

Надежда Гребельная – учитель русского языка и литературы Родинской средней школы № 1.

Татьяна Шатилова – учитель Топчихинской средней общеобразовательной школы № 2.

Ольга Черданцева – учитель немецкого языка Устьянской средней общеобразовательной школы Локтевского района.

Нина Селигеева – учитель биологии и экологии Коротоякской средней школы Хабарского района.

Вольтер

Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.

В юности французский писатель проникся философией Эпикура. Даже ранние произведения Вольтера содержат выпады против церкви и абсолютизма. Его позднее творчество отличается многообразием жанров. Среди произведений, созданных Вольтером, стоит отметить философские рассказы, публицистические статьи и исторически сочинения. Французский писатель оказал значительное влияние на развитие мировой культуры. Его творчество вдохновляло русских авторов. В восемнадцатом веке появился даже термин «вольтерьянство», подразумевающий иронию, ниспровержение авторитетов.

Некоторые произведения Вольтер изначально публиковал анонимно. Например, «Орлеанскую девственницу». Поэма повествует о героине французского народа Жанне д’Арк. Причем в столь сатирическом ракурсе, что церковь занесла ее в список запрещенных книг.

Жюльен Офре де Ламетри

Этот гениальный врач, как и Дидро, был убеждённым материалистом. Всю жизнь Ламетри в сатирическом ключе высмеивал невежество и злоупотребления. Жизнь у него, кстати, выдалась нелёгкая – его произведения публично сжигались по приговору суда, его преследовала Церковь, ему запрещали публикации. Дошло до того, что Ламетри был вынужден бежать из Франции в Голландию, оставив семью.

Ламетри

Не меньшее значение для эпохи просвещения имела и его научная деятельность. Ламетри догадывался об эволюции и высказывал идеи о постепенном изменении и совершенствовании растительной и животной жизни. Правда, сформулировать на основе этих идей какие-либо теории он так и не успел, так что впоследствии теория эволюции была создана Чарльзом Дарвином, став мощным оружием в борьбе с невежеством.

Адольф Дистервег (1790 – 1866)

Немецкий педагог, создатель одного из первых педагогических журналов сформулировал принципы преподавания, которые сегодня кажутся очевидными, но двести лет назад звучали революционно. В воспитании, считал он, очень многое зависит от личности воспитателя; а цель преподавания – не передать ученику готовый набор истин, а пробудить в нем интерес и любовь к самому процессу получения знаний. 

Какими же способами привить эту любовь? Дистервег выделял три. Во-первых, учитель должен и сам искренне любить свой предмет: интерес преподавателя передается ученику

Во-вторых, процесс подачи материала должен быть увлекательным, разнообразным, живым: «Где начинается скука, там прекращается внимание, а значит, и образование». И наконец, постоянная похвала и поощрение любых, даже самых скромных, успехов: «возбуждение у ученика чувства, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед»

Этот принцип Дистервег считал даже более важным, чем первые два. 

Обучение – это отнюдь не передача знаний молчаливым слушателям: ученики должны быть активными участниками процесса. «Говорить самому, т.е. учить, гораздо легче, чем заставлять говорить другого, но ученик знает хорошо только то, что умеет правильно выразить», – писал Дистервег. Поэтому нужно научить ученика выражать свои мысли – ясно, логично, своим языком, а не казенными фразами. 

И наконец, считал Дистервег, обучение – процесс непрерывный, причем для самого педагога в первую очередь: «Лишь до тех пор ты являешься способным учить других, пока продолжаешь работать над собственным образованием». 

Роль в истории

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.

Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.

Януш Корчак

 Псевдоним Януш Корчак польский юноша Эрш Хенрик Гольдшмит взял в 20 лет. Под этим именем его знают сегодня во всем мире, как писателя, педагога и великого гуманиста, борца за права детей.

 Перу Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании, и среди них знаменитые «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение»

Правам детей педагог уделяет особое внимание, призывая взрослых признать, что воспитание ребенка без участия самого ребенка невозможно. А малыш, в свою очередь, имеет право на свое мнение, имеет право требовать внимания и помощи, имеет право быть не идеальным и иметь свои маленькие тайны

Каждому ребенку Корчак позволял немного побыть «маленьким взрослым», напоминая родителям о том, что готовить подрастающее поколение нужно к реальной, а не вымышленной сказочной жизни, осознавая при этом, что педагогика – это наука о человеке, пусть и маленьком.

 Свою жизнь Корчак посвятил спасению и обучению детей, оставшихся без родителей, основав в 1911 году Дом сирот. Они заменили Янушу семью (родных детей у великого учителя не было). Со своими ребятами Корчак оставался до конца. Когда в 1940 году педагог вместе с воспитанниками оказался перемещен в Варшавское гетто, многие его почитатели среди влиятельных людей хотели поспособствовать побегу Корчака, замене документов и фамилии на «нееврейские». Соратник Корчака вспоминал реакцию друга на предложение бежать: «Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения…  Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»

 6 августа 1942 августа Януш Корчак, возглавив колонну из своих воспитанников, шагнул в пасть газовой камеры концентрационного лагеря Треблинка.

Мария Монтессори (1870 – 1952)

Итальянский педагог и психолог создала одну из самых значимых в XX веке систем воспитания. Согласно Монтессори, главный в педагогическом процессе – ребенок: за его склонностями и потребностями и нужно следовать, вместо того чтобы пытаться загнать его в рамки. 

«Помоги мне сделать самому» – пожалуй, главный принцип педагогики Монтессори. Ребенок – сам себе учитель, а взрослый – лишь ассистент, который помогает его способностям раскрыться, не ограничивая его свободу и не навязывая готовые мысли и алгоритмы. На практике это означает, что ребенок сам выбирает себе занятие в классе, сам решает, как долго и в каком составе он будет его выполнять. Все материалы разработаны таким образом, чтобы оценить правильность своих действий ребенок мог тоже сам. Да, он всегда может обратиться за помощью к педагогу, но предлагать непрошеную помощь, торопить или навязывать «единственно правильные» решения взрослый не вправе. 

Монтессори одной из первых поняла значимость среды, в которой проходит обучение. Важны даже внешние детали: класс должен быть просторным, наполненным воздухом и светом. Каждому ребенку нужно дать возможность выбирать комфортное место для занятий, свободно переставлять столы и стулья – все это тоже часть воспитания. Обучающие материалы и игры должны находиться в свободном доступе и, что интересно, в единственном экземпляре – это научит ребенка договариваться, искать компромиссы, а вместе с тем – уважать чужое личное пространство и отстаивать свое. 

Мария Монтессори

 Мария Монтессори, ставшая первой женщиной в истории Италии, получившей медицинское образование, наряду с Антоном Макаренко названа ЮНЕСКО учителем, повлиявшим на систему образования XX столетия.

 Во время обучения и медицинской практики, будущая создательница известной сегодня во всем мире «методики Монтессори», уделяла пристальное внимание проблемам развития и адаптации детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Именно Монтессори стала одной из первых, выдвинувших теорию не только медицинской, но и образовательной проблемы при взаимодействии общества и детей, страдающих отклонениями нейропсихологического спектра

На своем примере Мария Монтессори доказала, что нужно не только лечить, но и учить особенных детей, и что методика такого рода приносит свои плоды. В 1900 году, возглавив первую в Европе ортофреническую школу (учебное заведение для детей с отклонениями), Монтессори начала внедрять свою систему обучения, которая очень скоро дала великолепнейший результат. Маленькие особенные пациенты Марии раньше своих сверстников, которые развивались без отклонений, научились читать, писать и считать.

Если дети, которые ранее считались безнадежными, достигли таких результатов, то что же говорить о детях здоровых? В 1907 году Монтессори открывает школу для обычных детей в одном из беднейших кварталов Рима, её знаменитый «Дом ребёнка».

 Одним из важнейших постулатов методики является создание для ребёнка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал. Роль педагога в этом процессе очень сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе Монтессори, признаёт за каждым ребёнком стремление к самостоятельности, позволяет ему самому искать ответы на вопросы. 

«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — писала Мария Монтессори.

 «Помоги мне это сделать самому» – таков основной принцип функционирования методики, которая, вот уже больше столетия не теряет популярности.

Антон Семенович Макаренко

Очерк “Великие учителя мира” нельзя написать без упоминания его имени. Согласно позиции ЮНЕСКО, сформированной в 1988 году, определившими способ педагогического мышления в XX веке можно назвать четырёх педагогов. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Семенович Макаренко, чье имя стало, в каком-то роде, нарицательным.

 Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать Антон Семенович начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял свое призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей.

 Авторская методика обучения и воспитания, сформированная Макаренко, вполне пригодна и в наши дни, несмотря на то, что мир вокруг стремительно меняется, и рушатся ранее непоколебимые принципы и догмы.

 Одна из основ методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. В какой-то мере это идет в разрез с нынешней идеализацией индивидуальности ребенка, однако без взаимодействия с коллективом, как мини-моделью социума, адаптация ребенка к взрослой жизни просто невозможна. Кроме этого, при данной методике формируется чувство социальной ответственности, приводящее ребенка к пониманию, что правильно не только «получать», но и «отдавать».

 Важной частью в системе воспитания Макаренко является труд. Труд, направленный на определенные цели, придающий мотивацию и приносящий радость от получения результата, по мнению Макаренко, формирует самосознание ребенка, обучая ценить свое и чужое время, понимать важность физического труда, уважать его

 Не последнюю роль в воспитании подрастающего поколения Антон Семенович отводил личному примеру. Обращаясь к родителям в своих трудах, педагог отмечал: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».

Джон Дьюи

 «Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него» – такова основная идея педагогического учения Джона Дьюи, американского психолога, социолога и философа. Именно его идеи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу.

 Джон Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь, для чего школьную жизнь необходимо было максимально приблизить к повседневной.

 Содействие к развитию ребенка стало главнейшим принципом системы образования по Дьюи. Если в рядовом учебном заведении ребенок обзаводится знаниям, а потом учится применять их в жизни, то у Дьюи ученик, получает нужные навыки и знания непосредственно в процессе решения проблемы.

 Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

***

 Редакция «Объявлений Крыма» поздравляет своих читателей с новым учебным годом и желает всем, кто отправился в учебные заведения в статусе учеников и студентов успехов в постижении науки, приобретения новых знаний и полезного опыта!

 Уважайте и цените труд педагогов, и помните, что только при взаимном уважении возможно должное течение образовательного процесса и получение важных жизненных уроков.

Татьяна Гонтаренко

Объявления Крыма
 

Великие педагоги до нашей эры

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: “хорошо мыслить”, “хорошо говорить”, “хорошо делать”. Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – “микрокосмом”

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество

Его труды не сохранились до наших дней.

2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: “Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может”. Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: “В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь”. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как “во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного”. Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды “Диалоги”, “Государство” и “Законы”. В трактате “Государство”, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить “для тела гимнастику, для души музыку”. В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате “Законы” Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – “сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать”.

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: “Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь”. Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате “Политика”. Начинать воспитание школьника предлагалось с “заботы о теле”, а затем “заботиться о духе”, чтобы “воспитание тела способствовало воспитанию духа”. Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд ” Ораторское образование”. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. 

Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков

Вольтер

На протяжении всей жизни Вольтер боролся со старым порядком, издавал свои произведения анонимно, печатал их за границей и контрабандой провозил во Францию. Проповедуемые им идеи свободомыслия сделали его, пожалуй, одним из самых великих просветителей Европы. Более того, многие историки отсчитывают конец эпохи Просвещения именно со смерти Вольтера, а Великая Французская революция во многом была вызвана авторитетом его идей.

Вольтер

При жизни он активно занимался правозащитной деятельностью, выступая в защиту несправедливо осуждённых людей. При этом некоторые его взгляды вполне достойны осуждения. Так, Вольтер не стремился ко всеобщему равенству! Напротив, он полагал, что общество должно быть поделено на образованных и богатых, с одной стороны, и на всех остальных, которые должны работать на первую категорию. А ещё он, кстати, был ярым антисемитом.

Особенности эпохи

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.

XVIII век – эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.

Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии

Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись французские писатели и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, Дени Дидро и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.

В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?

Януш Корчак (1878 – 1942)

Пожалуй, базовый принцип педагогики Корчака – у ребенка есть права. В том числе право злиться, честно высказывать свои мысли, допускать ошибки, терпеть неудачи, иметь секреты от взрослых. И эти права нельзя обесценивать. 

«Вместо того чтобы наблюдать, видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример “удачного ребенка” и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться», – с возмущением писал он о традиционных методах воспитания. Преподавание невозможно без любви и уважения к ребенку, причем любить и принимать его нужно таким, какой он есть. Нельзя «лепить» ребенка словно из глины, нельзя насильно подгонять его под представления взрослых. Нелепо злиться, что он не такой, каким воспитатель хотел бы его видеть. 

Причина многих педагогических ошибок – «неполноценный» статус ребенка в обществе, считал Корчак. «Есть как бы две жизни: одна важная и почтенная, а другая – снисходительно допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Как будто всерьез – это лишь в будущем». А между тем, «ребенок – иностранец: он не совсем понимает язык, не знает направлений улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы». Именно таким гидом, по Корчаку, и должен стать педагог. 

Путина Людмила Александровна

(1958) известный деятель культуры и просвещения, первая жена российского президента В.В. Путина

Развод политиков, а тем более действующего президента – явление достаточно редкое. Очень немногие первые лица идут на такой шаг, зная, что это существенно подорвет рейтинг и сделает их уязвимыми. Тем не менее, первая пара России приняла решение об официальном расторжении отношений. Интерес к бывшей жене президента не угасает. Как живет Людмила Путина после развода, чем занимается и как складывается ее личная жизнь? Все эти вопросы интересуют многих соотечественников бывшей первой леди. Последние новости свидетельствуют о том, что Людмила Путина продолжает принимать участие в различных мероприятиях, и у нее появился избранник.

Рассел, Бертран Артур Уильям

(1872-1970) английский математик, философ и общественный деятель

Уже при жизни его называли классиком. Трудно назвать сферу деятельности, в которой Рассел не совершил бы значительных открытий. Возможно, поэтому Нобелевскую премию ему присудили в области литературы, посчитав, что любое сочинение Рассела считается образцовым по языку и стилю.

Сербский Владимир Петрович

(1858-1917) русский психиатр и общественный деятель

Владимир Петрович Сербский вошел в историю русской медицины и психологии не только как один из создателей московской школы психиатров, но и как основатель нового направления — судебной психиатрии.

Сахаров Андрей Дмитриевич

(1921-1989) русский ученый, общественный деятель

В судьбе этого человека было много неожиданных поворотов. Он был награжден Сталинской премией за создание водородной бомбы, а двадцать лет спустя получил Нобелевскую премию мира. «Человеконенавистник», «потерявший честь и совесть», «величайший гуманист», «честь и совесть нашей эпохи» — так называли его иногда одни и те же люди на протяжении всего каких-то десяти лет.

Строганов Сергей Григорьевич

(1794-1882) русский общественный деятель и коллекционер

Для большинства современников имя Сергея Григорьевича Строганова связано прежде всего с существующим в Москве художественным училищем, которое он в свое время организовал. Между тем это было лишь одно из целого ряда замечательных дел, благодаря которым имя этого человека оказалось навсегда вписанным в историю русской культуры.

Прокопович Феофан

(1677 или 1681-1736) русский писатель и общественный деятель

В 1736 году в Петербурге побывал датский путешественник Фонхаген. Одно из самых ярких впечатлений произвела на него встреча с Феофаном Прокоповичем. И это не случайно, поскольку в то время вряд ли можно было найти в России более образованного человека.

Стаханов Алексей Григорьевич

(1905-1977) советский рабочий-передовик

Его детство прошло в бедной деревне Орловской губернии. Работать Алексею пришлось уже с пятилетнего возраста, когда отца забрали в армию и семья оказалась без кормильца. Как и многие другие малолетние ребятишки, Алеша был вначале подпаском, а потом работал на скотном дворе.

Диана, Принцесса Уэльская

(полное имя — Диана Френсис Спенсер)

(1961-1997) английская принцесса

Ее жизнь промелькнула яркой кометой на виду у миллионов жителей планеты, которые называли Диану народной принцессой. Судьба этой женщины многим напоминала сказку о Золушке, хотя, в отличие от сказочной героини, история Дианы завершилась трагически.

Рузвельт, Элеонора

(1884-1962) американская общественная деятельница

Во главе женских движений стояло много выдающихся женщин

Но деятельность жен лидеров всегда вызывает особое внимание, тем более, если речь идет о супруге президента США. Элеонора Рузвельт сумела стать не только первой леди и помощницей президента, но и незаурядной общественной деятельницей

Кинг, Мартин Лютер

(1929-1968) американский священник и борец за гражданские права

Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за нрава чернокожего населения и безработных Америки.

Майкл Кинг родился в Атланте, где его отец служил пастором в баптистской церкви. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец изменил его имя на Мартина Лютера в честь основателя протестантизма.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий