Интересные факты
Имя Рафаэля Санти давно стало нарицательным в кругах ценителей искусства. Помимо живописи и алтарных картин, он занимался архитектурой и даже писал стихи. Санти был интересной личностью, некоторые факты его творчества и жизни поражают воображение:
- В биографии многих знаменитых лиц говорится, как они жили в нищете и пробивались сквозь тернии к звёздам. Однако Рафаэль Санти – несколько другой случай. Несмотря на его тяжелое детство, он никогда не переходил черту бедности. Его отец имел солидное состояние, так как сам был небезызвестным художником и работал при дворе герцога Федерико да Монтефельтро.
- Признание пришло к художнику в раннем возрасте. Уже в семнадцать лет имя Рафаэля Санти было на устах народа. Однако юноша не стал останавливаться на достигнутом и продолжил обучаться. Благодаря его упорству и стремлению к идеалу он стал одним из самых знаменитых деятелей искусства в мире.
- Работая в Ватиканском дворце, в 1515 году Рафаэль Санти получил должность главного хранителя римских древностей.
- Рафаэль Санти умер 6 апреля в 1520 году. На момент смерти ему было 37 лет.
- В римском пантеоне покоится прах великого художника.
- Именем Рафаэля Санти назван один из кратеров на планете Меркурий.
- За свою недолгую жизнь Санти написал более двухсот полотен, 42 из которых – мадонны.
- На знаменитой фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил многих уважаемых итальянских мыслителей. Среди них также есть Микеланджело и Леонардо да Винчи, чье творчество благотворно повлияло на работы Санти.
- Несмотря на то, что его семья жила в достатке, Рафаэль не был бременем для нянек и служанок. Отец настаивал на том, чтобы Марджи, мать художника, кормила его своей грудью. Воспитанием также занимались только родители Санти.
- Каким бы ни был знаменитым и богатым Рафаэль, он не был заносчивым и меркантильным. Единственная жадность, что полыхала в нём адским пламенем, была жажда знаний и творческого развития. Он также был безмерно благодарен своим учителям, понимая, что без их опыта и воспитания он бы не стал тем, кем он был.
О жизни и творчестве Рафаэль Санти также в видео:
У нас на сайте можно почитать и о других величайших художниках:
- Винсент Ван Гог;
- Поль Гоген;
- Микеланджело Буонарроти.
- https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/rafael-santi-tvorchestvo-i-kartiny
- https://gallerix.ru/album/Rafael
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C
- https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/732-rafael-santi-biografiya.html
- https://24smi.org/celebrity/4834-rafael-santi.html
ГРАВЮРЫ
Сам Рафаэль не занимался гравюрами, однако он объединил свои усилия с одним из выдающихся итальянских граверов, Маркантонио Раймонди (ок. 1470 – ок. 1530 гг.). Раймонди вырезал гравюры, воспроизводившие известные картины Рафаэля и специально созданные им для этого оригинальные рисунки. Наиболее известными считаются гравюры, сделанные именно по таким рисункам, в том числе «Избиение младенцев» (ок. 1511 г.) и «Суд Париса» (ок. 1517 г.), гениально повторённой спустя столетия Эдуардом Мане в его легендарном «Завтраке на траве». Гравюры Раймонди способствовали росту популярности Рафаэля; сама техника гравюры была в те времена новинкой, но вскоре её приняли на вооружение и другие художники. Сам Раймонди работал со многими художниками, в том числе и с учеником Рафаэля Джулио Романо. Их союз прославился выпуском серии порнографических гравюр, а разразившийся в Риме по этому поводу скандал оказался таким громким, что в 1524 году Раймонд был на короткое время посажен в тюрьму.
Творчество Рафаэля оказало огромное влияние не только на его современников, но и на художников, творивших спустя столетия. На протяжении как минимум 300 лет после смерти Рафаэль единодушно признавался величайшим художником на Земле и самым высоким образцом для подражания. Не смотря на то, что из общего хора выбивались отдельные критические голоса – так, например , Гёте писал в 1780-х годах, что после «великих образцов Микеландело» он не может смотреть на «остроумные подделки Рафаэля», – всё же преобладающим оставалось мнение, которое высказал Майкл Брайен, написавший о Рафаэле в 1816 году в своей книге «Словарь художников и граверов» следующее: «Этот выдающийся художник, согласно всеобщим оценкам, может быть назван королём живописцев и славится как обладатель счастливого сочетания талантов, редко выпадающих на долю других мастеров».
Попытки опровергнуть это утверждение мы встречаем у Эжена Делакруа, который вспоминал, что пришедшая ему в 1851 году мысль о том, что Рембрандт как художник стоит выше Рафаэля, была «богохульством, от которого у любого академика встали бы дыбом волосы на голове». Спустя полвека о сравнительных достоинствах Рембрандта и Рафаэля могли бы подписаться многие исследователи, и сейчас нет никаких сомнений в том, что на протяжении XX века популярность Рафаэля неуклонно падала. Отчасти это связано с тем, что современный мир хочет видеть художника бунтарём, изгоем и эксцентриком, что никак не вяжется с творческой судьбой Рафаэля – ровной, спокойной, лишённой падений и всегда неуклонно возносившей мастера к вершинам успеха.
Детство и юность
Рафаэль Санти родился в итальянском городке Урбино 6 апреля 1483 года
Джованни Санти, отец живописца, обратил внимание на способности сына довольно рано. Он трудился у Федерико да Монтефельтро
Герцог очень любил живопись, потому в его дворце всегда находились известные художники:
- Пьеро делла Франческа;
- Лука Синьорелли;
- Паоло Уччелло.
Они писали портреты герцога и членов его семьи, занимались росписью стен замка. Джованни часто брал сына с собой, потому Рафаэль общался с этими художниками и набирался опыта, проявляя себя в качестве весьма талантливого живописца.
Когда маленькому Рафаэлю было восемь лет, его мать, Марджи Чарла, скоропостижно скончалась. Эта трагедия сильно сказалась на творчестве будущего художника. Спустя некоторое время отец привёл в дом свою новую возлюбленную по имени Бернардина. К сожалению, особой любви к ребенку своего мужа женщина не питала.
В его работах до сих пор можно почувствовать светлую материнскую любовь и заботу, которых, увы, в столь раннем возрасте лишился живописец. Самая ранняя работа Рафаэля действительно передаёт его боль от потери матери и тоску по ней. Это фреска «Мадонна с младенцем», и её всё ещё можно увидеть в доме-музее художника.
К двенадцати годам Санти потерял и отца. В 1501 году его отправили к знаменитому итальянскому художнику Пьетро Ваннуччи, который стал обучать мальчика искусству живописи в Перудже. Мастерство юного гения росло. Санти поглощал знания, которые давали ему его учителя, учился на их опыте.
Вскоре копии картин Ваннуччи перестали отличаться от их оригиналов. Даже самые внимательные и придирчивые знатоки не могли найти отличий. При этом Рафаэль не был заносчивым – он сохранял хорошие отношения со сверстниками и был отличным другом для них всех.
В 1502 году этот свет увидела «Мадонна Солли», одна из первых написанных рукой Санти мадонн, которых он создавал на протяжении всей своей жизни в знак тоски по матери. Художник проучился под крылом Пьетро Ваннуччи до 1504 года, после чего перебрался во Флоренцию.
Переезд оказался правильным решением. И мастерство юного художника, и его карьера претерпели изменения в лучшую сторону. Рафаэль познакомился со множеством знаменитых итальянских скульпторов, архитекторов и живописцев. Одним из них оказался сам Леонардо да Винчи. Если бы не это знакомство, мир бы и не узнал никогда о потерянном шедевре гения – «Леди и лебедь». Санти создал копию легендарной картины, и именно она сохранилась до наших дней.
В процессе написания копии «Леди и лебедь» живописец тщательно изучает технику Леонардо да Винчи, что благотворно сказывается на его будущих работах.
В первый же год жизни во Флоренции Рафаэль Санти создал несколько своих ранних шедевров. Среди них написанные в 1504 году картины:
- «Коронование Марии»;
- «Обручение Девы Марии»;
- «Мадонна Конестабиле»;
- «Сон рыцаря»;
- «Три грации».
В них всё ещё можно увидеть черты работ учителя Рафаэля, но уже через пару лет художник вырабатывает собственный авторский стиль.
В 1507 году Рафаэль получает самый первый в жизни заказ. Атланта Бальоне скорбит по своему единственному сыну, просит Санти написать картину в память о нём. Так появилась знаменитая работа художника «Положение в гроб».
В возрасте двадцати пяти лет Рафаэль Санти переезжает в Рим по приглашению папы Юлия Ⅱ. Священник был наслышан о мастерстве юноши, попросил расписать станцы. Когда Рафаэль показывает ему эскиз будущей фрески, Юлий Ⅱ пришёл в неописуемый восторг. И он отдал в распоряжение Санти все поверхности с приказом убрать старые изображения.
Самая известная его станца носит название «Афинская школа» или же «Философские беседы». В 1509 году художник решает остаться в Вечном городе до конца своих дней, расписывая станцы старого Ватиканского дворца.
Личная жизнь
https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Портреты
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция); и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Портрет Елизаветы Гонзага (Portrait of Elisabetta Gonzaga), прибл. 1504 год.
Портрет Папы Юлия II (Portrait of Pope Julius II), прибл. 1512 год.
Портрет Биндо Альтовити (Portrait of Bindo Altoviti), прибл. 1514 год.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Balthasar Castiglione), прибл. 1515 год.
На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины, и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим), и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж)
Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл
1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. «Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.
В своём последнем запрестольном образе «Преображение» (1518-1520 гг., Пинакотека, Ватикан), изначально спланированный для собора Нарбонны и законченный Джулио Романо, Рафаэль включил два контрастных сюжета — преображение Христа в ярком свете в верхней части, а ниже в темноте апостолы, которые не могут вылечить одержимого мальчика. Выразительные лица и общий темный тон определены незавершенной картиной Леонардо «Поклонение волхвов» (1481 г., Галерея Уффици, Флоренция).
«Чудесный улов рыб» (The Miraculous Draught of Fishes), 1515 год, один из семи сохранившихся картонов Рафаэля для гобелена.
«Крестный путь» (Il Spasimo) 1517 года, привнесла новую степень экспрессивности в его искусство.
«Афинская школа» (1508)
Рафаэль Санти был очень знаменитым живописцем среди своих современников и в 1508 году по просьбе папы Юлия II отправился в Рим для росписи парадных помещений Ватикана. Одной из фресок из Станцадела Сеньятура, является фреска, представляющая философию. Она называется «Афинская школа» и изображает ведущих мыслителей со времён Древней Греции. На восходящих ступенях Афинской школы под огромными сводами в центре изображены Платон и Аристотель. Платон указывает на небо, а Аристотель на землю, связывая воедино небесное и земное пространство.
Сократ беседует с Александром Македонским, слева внизу Пифагор в кругу учеников разгадывает теорему. Санти также изобразил великого современника Микеланджело в образе Гераклита. Евклид чертит циркулем чертёж.
На фреске Рафаэль изобразил более 50 фигур. Ступени изображённого здания поднимаются ввысь, отождествляя собой периоды развития философии и различных наук.
6
«Положение во гроб» (1507)
Среди итальянской знати была традиция, в честь какого-либо трагического события, заказывать у именитых художников картины с евангельским сюжетом. Такой была и картина «Положение во гроб», которую заказала Аталанта Баглиони в память о погибшем сыне. Известно множество рисунков и набросков, выполненных Рафаэлем перед началом работ.
В результате такого титанического труда на свет появилась картина с безупречной композицией. Она представляет собой две группы людей, разделённых двумя воображаемыми линиями, которые расходятся в разные стороны. Женщины, сопровождающие Богородицу, наклонены вправо, мужчины, несущие тело Христа — влево. Христос изображён в самом центре. Его идеальное атлетическое тело напоминает Христа ос скульптуры «Пьетта» Микеланджело, так как в то время художник находился под огромным впечатлением от творчества этого титана скульптуры и живописи.
14
Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля
Мадонна с щеглом
В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.
Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.