Светланов Евгений Федорович

Биография

Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944—1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции — Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

С 1955 дирижёр, в 1963—1965 гг. — главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре.

В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.

С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года — России).

В 1992—2000 был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000—2002 вновь работал в Большом театре.

Светланов — автор ряда оригинальных сочинений: Симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Д. Ф. Ойстраха, Арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. К. Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители — С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, М. А. Фёдорова, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. П. Лузанов, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов — первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

Детство и юность

Евгений Светланов появился на свет 6 сентября 1928 года. Связать биографию с музыкой юному москвичу оказалось предначертано свыше, ведь мальчик рос в творческой семье. Его родители были оперными певцами и солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях и за кулисами постановок, как и его сестра Анна.

Евгений Светланов в молодости / Svetlanov Evgeny

Музыкой мальчик стал заниматься с шести лет. Он был хористом, участвовал в пантомимах и всячески проявлял интерес к искусству. В 1944 году Светланов стал учеником Музыкально-педагогического училища. Затем поступил в институт им. Гнесиных, а в 1951-м оказался студентом Московской консерватории.

В молодости композитор демонстрировал невероятный потенциал, поэтому уже на 4-м курсе консерватории получил приглашение выступить дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

Музыка

Светланов реализовался в профессии с 1955-го. С 1963-го он 2 года занимал пост главного дирижера в Большом театре и за это время провел за пультом 16 опер и 9 балетных постановок. Из них в 12 он выступил постановщиком. Среди них были «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки и другие.

В 1962 году Светланов получил назначение на должность музыкального руководителя Кремлевского дворца съездов. Площадка стала прокатным пространством для выступлений, принадлежащим Большому. Спустя 2 года состоялись первые итальянские гастроли оперного коллектива театра. В Милане Евгений Светланов дирижировал в «Ла Скала» в трех оперных спектаклях и управлял симфоническими оркестрами.

Вернувшись на родину, композитор был назначен худруком Государственного симфонического оркестра СССР. Он совмещал работу с контрактной деятельностью, поэтому с 1992 по 2000 год управлял гаагским Резиденц-оркестром. Большой театр продлил сотрудничество с музыкантом с 2000 по 2002 год.

Первыми авторскими произведениями композитора стали кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», симфония си-минор и три русские песни

Этими работами он привлек к себе внимание публики и профессионального сообщества, а в 1970-е представил на суд слушателей крупноформатные симфонии, а также ряд рапсодий и сочинения для исполнения на духовых инструментах. Светланов создавал и камерные произведения

Владимир Спиваков и Евгений Светланов

В своем творчестве композитор сочетал традиции классической русской музыки, развивая их как гениальный интерпретатор. Музыковеды отмечают, что стиль Евгения Светланова перекликался с творчеством Рахманинова.

Мужчина завоевал признание на родине и за рубежом. Руководя иностранными коллективами, он дирижировал, например, «Щелкунчика» Чайковского в лондонском «Ковент-Гардене». Госоркестр СССР под его управлением исполнял произведения советских и иностранных авторов.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Фестиваль актуальной музыки “Другое пространство”, 2016

В рамках фестиваля 2, 5 и 6 ноября состоятся мировые премьеры произведений Олега Пайбердина, Владимира Николаева, российские премьеры “Групп” Штокхаузена и “Эль Ниньо” Джона Адамса.

Вера Алмазова:

– К ноябрю мы готовим программу для фестиваля “Другое пространство”. Подчас для того чтобы понять актуальную музыку, нужна серьезная подготовка. Исполнять такие произведения и доносить их до слушателя сродни подвижническому труду, и в этом наш оркестр полностью следует за своим художественным руководителем.

Иногда современные сочинения интереснее играть, чем слушать. Потому что ты видишь, как это написано, как сделано изнутри, улавливаешь в произведении математическую красоту. Но даже в интеллектуальной музыке невозможно оставить “за кадром” эмоции.

Партитура. Фото – m24.ru/Лидия Широнина

С эстетической точки зрения это не обязательно должно быть красиво, иногда у слушателя может возникнуть неприязнь. Но игра разума автора порой вызывает восхищение (как пример – “Офферториум” Губайдулиной, за основу которого взята музыка Баха, а музыка Баха, в первую очередь – чистая игра и математический расчет)”.

Наталья Ковалевская:

– Музыка XX-XXI веков – конек Юровского. В ней он как рыба в воде. Ни один коллектив не может развиваться, имея в репертуаре только несколько проверенных популярных симфоний. Интересно, что многое из той “современной” музыки, которую мы играем, написано сто лет назад. А у нас она звучит впервые.

Публика на таких концертах знает, что ее не оставят в неведении, и даже небольшое вступительное слово произведет эффект настройки, поможет понять произведение. Мой папа ходит на все наши выступления, и для меня лакмусовая бумажка – его впечатления. Исполнение новой музыки вызывает у него восторг”.

Постановки[править | править код]

Оперы
  • «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1955)
  • «Иван Сусанин» М. И. Глинки
  • «Князь Игорь» А. П. Бородина
  • «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • «Фауст» Ш. Гуно
  • «Риголетто» Дж. Верди
  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983)
  • «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1988)
  • «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1961)
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1956)
  • «Чародейка» П. И. Чайковского (1958)
  • «Октябрь» В. И. Мурадели (1964)
  • «Отелло» Дж. Верди (1978)
  • «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1999)
Балеты
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского
  • «Тропою грома» К. А. Караева (1959)
  • «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1960)
  • «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962)
  • «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963).

Лариса Абелян: “Дирижер должен вложить в тебя душу, если, конечно, она у него есть”

Заведующая репертуарной частью и главный библиотекарь Госоркестра с 1978 по 2011 годы – о работе с Евгением Светлановым.

– Оркестранты были полностью преданы Светланову музыкально, но в человеческом плане боялись его – видели, что он замкнут, молчалив, поэтому старались не навязываться в собеседники. На самом деле его терзали депрессии. Сам он не жаждал общения с друзьями, но любил моего мужа, Ростислава Бойко, с которым разделял увлечение рыбалкой.

Владимир Юровский. Фото – m24.ru/Лидия Широнина

Люди, хорошо знавшие Светланова, всегда старались быть предельно осторожными, не возбуждать в нем отрицательных эмоций. Я никогда не слышала, чтобы он выказал пренебрежительное отношение к кому-то. Его поведение было предельно корректным. Перерывы репетиций он проводил в одиночестве.

Как-то во время одной из таких пауз я попросила второго дирижера Игоря Головчина отвлечь Светланова парой вопросов. “Он меня не прогонит?!” – запаниковал Головчин. Я заверила его, что ничего страшного не произойдет. Он подошел – и взгляд Светланова, секунду назад хмурый, преобразился – стал мягким, теплым. Но когда случались рабочие конфликты, он, никогда не повышая голоса, сообщал директору, что не стоит больше приглашать человека на программы.

Светланов умел шутить

– В середине 90-х на гастролях Госоркестра в Японии произошел комичный случай. Кто-то из музыкантов легкомысленно поставил банку с колой на коробку с партитурами. Естественно, ее зацепили, и содержимое пролилось внутрь.

Партитура, и без того дышавшая на ладан, насквозь промокла. Как я положу ее Светланову на пульт в таком виде? Катастрофа. Впопыхах удалось найти фен. Каждую страницу нужно было протереть салфетками и высушить теплым воздухом.

В антракте между отделениями приведенные в порядок ноты (ни один лист не пострадал!) отдала альтистке, которая подкладывала их дирижеру. После концерта Светланов попросил меня зайти. С ним мы дружили с 50-х годов, но на людях я придерживалась официального обращения: “Евгений Федорович, вы что-то хотели?” “Я вас умоляю – не давайте больше альтистке ноты. Лучше сразу положите мне на пульт. Она кладет их себе на стул, а мне горячие ноты не нужны. Горячие ноты меня отвлекают!”

Светланов всегда говорил: “Рождественский – гений, может дирижировать партитуру с ходу, а я должен учить”.

– Светланов был подлинным исследователем, обладал математическим складом ума. При этом его навязчивой идеей было приобщение широких масс к музыкальной культуре. “Что оставляет после себя музыкант? Запись и ноты”, – говорил он, фиксируя на пленке все свои репетиции и исполнения. Никогда не переслушивал их.

Другие дирижеры, с которыми мне приходилось работать, просили меня достать пластинки немецких, английских дирижеров и выстраивали свою концепцию, ориентируясь на опыт предыдущих исполнений. Для Светланова такого подхода не существовало. Возможно, в те время не так широко использовались технические средства, но, в любом случае, ему важнее было собственное ощущение, индивидуалистическое видение сочинения.

Евгений Светланов. Фото – ТАСС/Александр Чумичев

Помню, как он готовился к исполнению Восьмой симфонии Малера. Перед тем как приняться за изучение материала, съездил на могилу композитора в Вену. В Восьмой – нечеловеческий состав участников. За месяц до начала сезона Евгений Федорович попросил меня достать партитуру, набранную крупным шрифтом, которую он взял с собой на дачу.

Когда он приехал обратно в Москву, рассказал, что все это время ходил как беременный, но зато провел полный анализ всего, что должен сыграть. Его отношение к Малеру, композитору и дирижеру, конечно, отразилось на раскрытии партитуры.

Репетировали в Большом зале консерватории. Только одних участников хоров насчитывалось три сотни человек. Первые пять рядов партера сняли, чтобы отдать это пространство струнным группам. Духовики расположились на сцене.

Светланов переживал каждую ноту, фразу, образ. В личности же Владимира Юровского мне нравится то, что он, как и Евгений Федорович, стремится исследовать музыку. Его родителям удалось передать ему особенность чувствовать произведение вне зависимости от принадлежности к эпохе – будь то барокко или актуальные авторы.

Его богатый внутренний мир помогает достигать глубин в исполняемой музыке. Дирижер должен вложить в оркестранта и в слушателя душу, если она у него, конечно, есть. У Юровского с этим все в порядке.

Лариса Лаврищева (альт): “Малейший жест дирижера может сказать больше, чем иное слово”

– В класс по скрипке меня привела старшая сестра, которая решила, что я обязательно должна стать музыкантом. Чуть позднее я поступила в ЦМШ, где продолжила обучение на скрипке, а затем перевелась на альт к Галине Ивановне Одинец, на тот момент доценту консерватории.

Лариса Лаврищева. Фото – m24.ru/Лидия Широнина

У нас сложились теплые отношения – и профессиональные, и дружеские. Ее одобрение и похвала стимулировали мои занятия. Я не могла обмануть ее доверие. Пришлось интенсивно заниматься. До конца своих дней Галина Ивановна сопереживала и принимала участие в моей судьбе.

После консерватории я несколько лет проработала в камерном оркестре под управлением Виктора Корначева, этот оркестр позже стал называться Musica Viva. Навыки совместного музицирования я постигала с Александром Рудиным, тогда еще начинающим дирижером, возглавившим этот коллектив.

И все-таки мечтой каждого музыканта был большой симфонический оркестр с таким статусом, как ГАСО. Евгений Федорович Светланов с предубеждением относился к перспективе работы с молодыми женщинами, которые могут в любой момент выпасть “из обоймы” по семейным обстоятельствам. Тем не менее случилось чудо, и меня приняли в один из лучших коллективов страны.

Так началась невероятно интересная и трудная творческая работа. Первый раз в жизни мне пришлось играть без репетиций симфонии в больших концертных залах Европы с великим маэстро. Мои коллеги поддерживали и порой выручали меня в этот сложный период. Георгий Владимирович Капитонов, на протяжении многих лет бессменный концертмейстер альтовой группы, помогал осваивать оркестровые трудности при подготовке к конкурсу.

В то время я была одним из самых молодых музыкантов Госоркестра, и в одночасье моими коллегами стали преподаватели консерватории, профессора, именитые люди. Но дистанция между дирижером и оркестром казалась неизмеримой, подойти к маэстро с каким-то вопросом было невозможно. Мне до сих непривычно, что с нашим нынешним худруком Владимиром Юровским реально обсудить творческие моменты.

Русская музыка всегда стояла на первом месте в репертуаре оркестра. Евгений Федорович умел раскрыть русский характер. Его композиторами-фаворитами были Чайковский и Рахманинов.

“Симфонические танцы” и Вторую симфонию мы могли постоянно играть со Светлановым на гастролях, и каждый раз это получалось завораживающе прекрасно, с мурашками по спине. Воспитанная европейская публика не могла сдержаться и аплодировала между частями. Светланов делал каждое исполнение настолько убедительно, что ни у кого не возникало сомнений, что можно играть иначе – настолько это было органично и естественно.

Когда мы долго работаем вместе, малейший жест может сказать больше, чем иное слово. Приглашенные дирижеры сталкиваются с определенным кругом проблем. Если произведение наиграно, возникает риск, что оркестр в конечном счете поведет за собой дирижера, если предложенная трактовка не вполне убедительна, или маэстро не обладает волей в должной степени. Все закончится хэппи-эндом, конечно, но возможно, после таких опытов дирижер захочет пересмотреть свою концепцию произведения.

Лариса Лаврищева. Фото – m24.ru/Лидия Широнина

К родным пенатам я вернулась в конце 2011 года, после прихода Владимира Юровского в оркестр. Я слышала его с РНО Михаила Плетнева, а затем на юбилейном концерте, когда исполнялись “Симфонические танцы”. Я сыграла конкурс, и меня взяли обратно.

Он умеет так заводить музыкой, что сложно удержаться от изучения ряда трактовок (так было, например, с “Саломеей” Штрауса в КЗЧ). Как оказалось, множество оркестрантов занимается тем же!

У Владимира Михайловича потрясающая дирижерская техника. Он – мастер мистерий. В его подходе ценно то, что он вынимает из партитуры такие вещи, которые обычно игнорируются его коллегами. Принципиальность, творческий азарт, ясность ума и умение найти краски, которыми по-особому расцвечивается партитура, дополняет и его знание языков.

К примеру, от хора, поющего по-немецки, Юровский требует внимания к тексту – певцы должны отталкиваться от произношения, от слов, что влияет на акценты в музыке. Как результат – меняется ее накал и сама направленность.

Семья

Отец — Фёдор Петрович Светланов (1897—1976). Мать — Татьяна Петровна Кругликова (1890—1981), сестра Веры Петровны Кругликовой (1889—1972). Отец происходил из рода Светлановых, а мать из знаменитого дворянского рода Кругликовых. Родители были солистами оперы Большого театра. Младшая сестра Анна Фёдоровна Зубова (1933), живёт в Кемерово.

  • Первая жена — Лариса Ивановна Авдеева

    Сын Андрей (род. 1956).

    (1925—2013), оперная певица, народная артистка РСФСР.

  • Вторая жена — Нина Светланова (Николаева) (умерла 18 сентября 2019) — журналист, окончила вокальное отделение Московской консерватории.

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (25 апреля 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность.
  • Заслуженный артист РСФСР (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства.
  • Народный артист РСФСР (25 февраля 1964 года) — за заслуги в области советского искусства.
  • Народный артист СССР (3 октября 1968 года) — за большие достижения в развитии советского музыкального искусства.
  • Народный артист Киргизской ССР (1974).
  • Ленинская премия (1972) — за концертные программы (1969—1971).
  • Государственная премия СССР (1983) — за концертные программы (1979—1982).
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1975) — за концертные программы (1973—1974) и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова.
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 октября 1998 года) — за выдающиеся заслуги в развитии мирового музыкального искусства.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 июля 1996 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру.
  • Три ордена Ленина:
    • первый ().
    • второй (5 сентября 1978 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения.
    • третий (25 апреля 1986 года).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1967).
  • Орден Дружбы народов (1977).
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
  • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ, 1971).
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция).
  • Командор ордена Нидерландского льва (Нидерланды).
  • Благодарность Президента Российской Федерации (6 сентября 1998 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства.
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (8 октября 1998 года) — за выдающийся личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Почётный академик Шведской Королевской академии.
  • Почётный академик Академии искусств США.
  • Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных.
  • Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1992).
  • Почётный дирижёр Большого театра (1999).
  • Почётный член музыкальной Академии Вагнера.
  • Почётный член Шубертовского общества.
  • Лауреат «Гран при» (Франция) — за запись всех симфоний П. И. Чайковского.
  • Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1994).
  • Медали.

Некоторые сочинения[править | править код]

Для оркестраправить | править код

  • Праздничная поэма (1951)
  • Прелюды (1966), симфонические размышления
  • «Калина красная», симфоническая поэма (памяти В. М. Шукшина, 1975)
  • «Даугава», симфоническая поэма (1952)
  • «Сибирская фантазия» на темы А. Оленичевой (совместно с И. В. Якушенко, 1954)
  • Рапсодия № 2 («Еврейская», посвящённая болгарскому композитору П. Владигерову)
  • «Романтическая баллада» (1974)
  • «Рассвет в поле», симфоническая картина
  • Монолог Арбенина для баритона и симфонического орккестра
  • Скерцо для фортепиано и оркестра
  • Лирический вальс для струнного оркестра
  • Китайский танец
  • «За мир», хореографическая картина
  • Концертные вариации для дуэта гуслей и оркестра русских народных инструментов (редакция Т. Городовской)

Камерная музыкаправить | править код

  • Квартет для двух скрипок, альта и виолончели
  • «Деревенские сутки», квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь»
  • Сонатины для скрипки и фортепиано
  • Соната для виолончели и фортепиано
  • Ария для альта и фортепиано
  • Прелюдия и скерцо для кларнета с фортепиано
  • Вальс для камерного оркестра

Для фортепианоправить | править код

  • Сонаты (№1 (неоконченная), №2 №3) и сонатины (№1, №2, №3 «Новогодняя», №4 «Вечорницы», №5 «Сказка»)
  • Два этюда высшей трудности: «Полдень на базарной площади», «Двойные ноты»
  • Детский альбом: Русская песня, Вальс, Колыбельная, Марш
  • Наброски: «Загадка», «Усмешка», «Сумерки», «На деревенском кладбище», «Танец»
  • «Ориент», рапсодия.
  • 24 прелюдии (во всех тональностях), «Салонные отрывки»

Для скрипкиправить | править код

  • «Два простых напева»: Песня, Песенка
  • Вальс
  • Ария
  • Соната (посв. Н. Я. Мясковскому)
  • Сонатина № 1
  • Сонатина №2 (Сонатина-элегия)
  • Пять мелодий (посвящается М. Ф. Гнеcину): Русская, Якутская, Персидская, Еврейская, Бурятская

Для голоса и фортепианоправить | править код

  • Два романса на cлова Ф. Тютчева: «Есть в осени», «Еще томлюсь»
  • «Приди ко мне» на cлова А. Кольцова
  • «Ноченька», обработка русской народной песни
  • Три романса на cлова В. Кругликовой: «Я шла одна», «По золотому листопаду», «В красках закатных»
  • Две новогодние песни на слова С. Михалкова: «Под Новый год» (колыбельная), «За ёлкой»
  • Три романса на слова С. Щипачёва: «Своей любви», «Люблю тебя», «Весенний дождь»
  • Ариэтта (Вокализ)
  • «Средь шумного бала» на cлова А. Толстого, «Девушка пела в церковном хоре» на слова А. Блока, «Нет, не тебя так пылко я люблю» на cлова М. Лермонтова, «Давно в любви» на cлова А. Фета, «Следить твои шаги» на слова А. Фета, «Я помню» на cлова Н. Огарёва, «Березка» на слова С. Щипачёва, «Над свежей могилой» на cлова С. Надсона
  • Романсы на стихи А. Пушкина: «Я вас любил», «В Сибирь», «Поэт», «Узник», «В поле чистом», «Няня», «Что в имени тебе моем»
  • Песня Нагаши (из армянских песен)
  • Песня-романс «Когда я слышу голос твой» на слова Е. Светланова, «По-над берегом затона» на cлова Я. Журавлева, «Песня мира и дружбы» на cлова В. Захарченко, «Гимн Родине» на cл.ова Е. Светланова, «Родной стране» на cлова В. Лебедева-Кумача, «Пою Россию» на cлова С. Щипачева, «С неба звездочка упала» на cлова А. Жарова, «Про любовь» на cлова В. Шефнера, «Два влюбленных» на cлова Е. Светланова
  • «Эстонская песня»
  • «Песня о молоте», обработка английской народной песни

Для хораправить | править код

  • «Воспоминание», постлюдия для хора а сарpеlа (светлой памяти А. А. Юрлова)
  • «Вышивала до рассвета» на слова В. Бокова: обработка для женского хора а саррelа
  • «Кукушечка», обработка для женского хора а саррelа
  • «Чайка», обработка для женского хора а саррelа

Ссылки[править | править код]

 Светланов, Евгений Фёдорович на сайте «Герои страны»

  1. Википедия Светланов, Евгений Фёдорович адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Светланов, Евгений Фёдорович и найти в:

  1. Вокруг света Евгений Фёдорович адрес
  2. Академик Евгений Фёдорович/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы Евгений Фёдорович+&search адрес
  5. Научная Россия Евгений Фёдорович&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет Евгений Фёдорович&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — Евгений Фёдорович адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница – краткая статья
  • Страница – энциклопедическая статья
  • Разное – на страницах: , , ,

Комментарии читателей:править код

Категории: Родившиеся 6 сентября
Родившиеся в 1928 году
Персоналии по алфавиту
Родившиеся в Москве
Умершие 3 мая
Умершие в 2002 году
Умершие в Москве
Музыканты по алфавиту
Дирижёры по алфавиту
Дирижёры СССР
Дирижёры России
Дирижёры XX века
Композиторы по алфавиту
Композиторы СССР
Композиторы России
Композиторы XX века
Пианисты по алфавиту
Пианисты СССР
Пианисты России
Пианисты XX века
Герои Социалистического Труда
Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени
Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 3 степени
Кавалеры ордена Ленина
Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
Кавалеры ордена Дружбы народов
Офицеры ордена Почётного легиона
Кавалеры ордена Кирилла и Мефодия (НРБ)
Народные артисты СССР
Народные артисты РСФСР
Заслуженные артисты РСФСР
Лауреаты Ленинской премии
Лауреаты Государственной премии СССР
Лауреаты Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки
Лауреаты премии Президента Российской Федерации
Главные дирижёры Большого театра
Руководители Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова
Академические музыканты СССР
Академические музыканты России
Выпускники Музыкального училища имени Гнесиных
Выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных
Выпускники Московской консерватории
Народные артисты Киргизской ССР
Главные дирижёры Государственного академического симфонического оркестра России
Оперные дирижёры
Балетные дирижёры
Члены Союза композиторов СССР
Кавалеры ордена РПЦ святого благоверного князя Даниила Московского
Похороненные на Ваганьковском кладбище

Любитель отечественной классики

Под влиянием Чайковского, Рахманинова и других выдающихся авторов Светланов и сам начинает писать много и интересно. Начиналось все, как уже было сказано выше, с Симфонической поэмы «Даугава», но еще ранее были написаны кантата «Родные поля», три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор. Думаю, нет смысла объяснять, почему именно си-минор — боль от потери вождя долго была незаживающей раной…

А далее Евгений Борисович очень живо откликался на события в культурной жизни, о чем свидетельствуют некоторые его произведения. Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д. Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» — квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс.

Постепенно он превратился в композитора, который притягивал к себе внимание, каждое новое произведение вызывало живой неподдельный интерес. И все чаще вспоминал Евгений Федорович пророческие слова одного старого маэстро, сказанные в день провала 5 марта 1953 года:. Современники удивлялись, как Евгений Федорович успевает сделать столько много

Ведь, помимо дирижирования и написания произведений, он успевал выступать как публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Он тонко разбирался во всем, и молодые композиторы получали от него не только слова одобрения или неодобрения, но и самый тщательный «разбор полетов», что, несомненно, помогало в их творческом росте.

Современники удивлялись, как Евгений Федорович успевает сделать столько много. Ведь, помимо дирижирования и написания произведений, он успевал выступать как публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Он тонко разбирался во всем, и молодые композиторы получали от него не только слова одобрения или неодобрения, но и самый тщательный «разбор полетов», что, несомненно, помогало в их творческом росте.

С середины 70-х годов не было, пожалуй, ни одного дня, чтобы из радиоприемников или телевизоров не доносились три волшебных слова: «Дирижер — Евгений Светланов». Я, тогда учащийся музыкальной школы, очень любил слушать именно оркестр Евгения Светланова, потому что знал: маэстро довел исполнение любого произведения до филигранности. Да что там я — на выступлениях оркестра всегда был аншлаг на всех самых знаменитых концертных площадках Европы, включая легендарную Ла Скала.

Притягательная медь оркестра

Но больше всего мальчишку привлекала оркестровая яма. Разве что-то может сравниться по красоте с медью труб духового оркестра? С тонкой партией скрипки? С бравурным маршем, с которым, кажется, и сам взлетаешь ввысь под самый потолок?!

Надо сказать, что практически все музыканты трепетно относились к мальчишке, почти у каждого из них были свои дети. А потому, как только выдавалась свободная минутка, многие из них показывали любопытному Жене, как звучит тот или иной музыкальный инструмент, как сделать звук выше или ниже, знакомили с тонкостями виртуозной игры.

Когда ребенку исполнилось 6 лет, родители посчитали, что время серьезного занятия музыкой наступило. Он начал посещать музыкальную школу, занимался с репетиторами, и, честно говоря, его почти не тянуло во двор к сверстникам — волнующий мир музыки заменял практически все. Ведь только музыка может передать и шум прибоя, и завывания ветра, и приподнятое настроение, и тяжесть полного разочарования, и тоску.

К окончанию школы, а это совпало с Великой Победой, юный Светланов полностью определился со своим выбором — конечно же, музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. В 1951 году, когда выпускник института Женя Светланов готовился к сдаче экзаменов, совершенно случайно стала вакантной должность пианиста в оркестр Большого театра. Но свято место долго не пустовало, его занял другой музыкант. Но чуть позже новая вакансия — на этот раз дирижера.

Старшие товарищи предложили начинающему музыканту: «Соглашайся на дирижера, а там, глядишь, что-то интересное подвернется…»

Но пока «подвернулось», Евгений Федорович уже настолько увлекся этой профессией, что и думать не хотел о чем-то другом. В том же году он становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий