Герцен Александр Иванович

Московские адреса

С А. Герценом в Москве связана усадьба Левашевых на Покровке (Армянский переулок, д. 13, Покровка, д. 1/13). Она принадлежала разным владельцам: Голицыным, Хитрово и др. В 1818‒1821 годах ее снимал отец Герцена. В этом доме жил и дядя писателя ‒ Лев Алексеевич. «Хозяйство было общее, именье нераздельное, огромная дворня заселяла нижний этаж. Общая прислуга состояла из 30 мужчин и почти стольких же женщин», ‒ вспоминал Александр Иванович. Позже, в начале XX века, параллельно фасаду здания было построено торговое помещение с витринами, выходившими на улицу.

В 1829‒1833 годах Герцен учился на отделении физических и математических наук Московского университета (Моховая улица, д. 11).

«Я так много обязан университету, ‒ писал Герцен, ‒ и так долго после курса жил его жизнью, с ним, что не могу вспоминать о нем без любви и уважения. В неблагодарности он меня не обвинит, по крайней мере, в отношении к университету легка благодарность, она нераздельна с любовью, со светлым воспоминанием молодого развития… и я благословляю его из дальней чужбины!»

Уже в стенах университета он начал свою борьбу за политическую свободу. В частности, Герцен был участником «маловской истории». Профессор кафедры прав гражданского и уголовного судопроизводства Михаил Малов возмутил студентов своей постоянной грубостью, и после очередного конфликта студенты выгнали его из аудитории. Профессор был уволен, но сами зачинщики конфликта были наказаны: А. Герцен и Я. Костенецкий были арестованы и заключены в карцер. В этой же истории принимал участие поэт М. Лермонтов.

Еще в отрочестве Герцен подружился с Николаем Огаревым, студентом отделения нравственных и политических наук Московского университета (1834 год). Известен яркий эпизод их дружбы. Молодые люди, увлеченные идеями свободы, гуляя на Воробьевых горах, поклялись участвовать в совместной борьбе за переустройство русского общества, за продолжение дела декабристов и установление республики в России.

Вот как вспоминал об этом Герцен: «Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу. Сцена эта может показаться очень натянутой, очень театральной, а между тем через двадцать шесть лет я тронут до слез, вспоминая ее, она была свято искренна, это доказала вся жизнь наша». Огареву было 15 лет, а Герцену – 16.

На месте клятвы на Ленинских (Воробьевых) горах в 1979 году был открыт памятный знак (скульптор М. А. Шмаков, архитекторы Ю. В. Ильин-Адаев и Р. Г. Кананин). Этот мемориал включает обелиск, барельеф с изображением Герцена и Огарева и небольшой источник. Мемориал находится на склоне горы между трамплином и метромостом. Пришедшая в упадок в 1990-е гг. стела была очищена и приведена в порядок известным британским драматургом Томом Стоппардом в 2006 году. Автор «Берега Утопий», приехав в Москву, посетил это место и организовал субботник с актерами Молодежного театра по очистке памятного уголка Герцена.

В 1831 году Герцен и Огарев создали политический студенческий кружок. «Дружба наша должна была с самого начала принять характер серьезный. Мы уважали в себе наше будущее, мы смотрели друг на друга, как на сосуды избранные, предназначенные», ‒ писал об этом Герцен. Участники кружка изучали работы французских социалистов и философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, обсуждали события во Франции – революцию 1830 года. Кружок имел республиканскую направленность.

После экзаменов Герцену была присуждена серебряная медаль и звание кандидата. Его диссертационное сочинение называлось «Аналитическое изложение Солнечной системы Коперника».

В наше время перед зданием МГУ имени М. В. Ломоносова на ул. Моховой, д 11 находится памятник А. Герцену и его другу Н. Огареву. Парный памятник работы скульптора А. Андреева был установлен в 1922 году. Интересно, что фигуры отлиты из бетона с гранитной крошкой, так как в России тогда не было финансовых средств для того, чтобы изготовить памятник из бронзы. На этом памятнике Герцен предстает перед нами в напряженной позе, в образе мыслителя и борца. Тогда же в честь революционеров были переименованы и соседние улицы: Большая Никитская стала называться улицей Герцена, а Газетный переулок – Огарева (исторические названия были возвращены в 1990-е годы.).

Семья

Наталья Александровна Захарьина-Герцен. Портрет кисти .

В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной; до отъезда из России у них родилось 6 детей, из которых до взрослого возраста дожили двое:

  • Александр (1839—1906), известный физиолог, профессор Лозаннского университета.
  • Наталья (род. и ум. 1841), умерла через 2 дня после рождения.
  • Иван (род. и ум. 1842), умер через 5 дней после рождения.
  • Николай (1843—1851), был от рождения глухим, при помощи швейцарского педагога И. Шпильмана научился говорить и писать, погиб при кораблекрушении.
  • Наталья (Тата, 14.12.1844—1936), историограф семьи и хранитель архива Герцена.
  • Елизавета (1845—1846), умерла через 11 месяцев после рождения.

В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворённость, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроём», причём скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой, а также их дети жили в одном доме, образовав «коммуну», не предполагавшую интимных отношений вне пар. Тем не менее Наталья Герцен стала любовницей Гервега, что скрывала от мужа (хотя Гервег открылся жене). Затем Герцен, узнав правду, потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником.

В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу (1850—1953), в 1873 году вышедшую замуж за французского историка Габриэля Моно (1844—1912). По некоторым данным, Герцен сомневался в своём отцовстве, но никогда не заявлял об этом публично и признал ребёнка своим.

Летом 1851 супруги Герцены примирились, однако семью ждала новая трагедия. 16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблём затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена Луиза Ивановна и его глухой от рождения сын Николай со своим воспитателем Иоганном Шпильманом; они погибли, и их тела не были найдены.

В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.

С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета (1858—1875) и близнецы Елена и Алексей (1861—1864, умерли от дифтерита). Официально они считались детьми Огарёва.

В 1869 году Наталья Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.

Лиза Огарёва-Герцен, 1870-е годы.

Елизавета Огарёва-Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огарёвой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

Потомство детей Герцена — Александра и Натальи — очень многочисленно, потомки писателя живут в России, Швейцарии, Франции, США.

Другие биографии:

Денис Васильевич Давыдов
Родился Денис Давыдов в 1784 году в состоятельной семье. В детстве Давыдов встретил полководца Суворова, который признал в юноше будущего бравого военного и не ошибся

Васильев Борис Львович
Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен

Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

Кардинал Ришелье
В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

Роджер Бэкон
Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте

В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

Иоганнес Брамс
Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

Литературная и публицистическая деятельность

Феликс Валлоттон. Портрет Герцена, 1895

Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1831 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с французского. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, была напечатана в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Записки одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отечественные записки», 1840—1841 гг.; в этом рассказе в лице Трензинского изображён Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений особенно выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображёно ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвящённый вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие своё благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герценом за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», издание 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847—1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom anderen Ufer», Гамбург, ; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией — результат того умственного переворота, которым и определилось мировоззрение Герцена в 1848—1851 годах. Следует ещё отметить письмо к Мишле: «Русский народ и социализм» — страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и думы» — ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

Все другие сочинения и статьи Герцена, как например: «Старый мир и Россия», «Русский народ и социализм», «Концы и начала» и др. — представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше.

В целом, как отмечал Б. А. Кузьмин, «начав — и не случайно — с учёбы у Гейне, Герцен создал затем свой особый жанр беллетристики. Всё изложение очень эмоционально. Отношение автора к описанным событиям высказывается в его репликах, восклицаниях, отступлениях».

Социалистические идеи

“Теория русского социализма” А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен  не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было»

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, — пояснял Герцен, — надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал

Ссылка

Однажды Герцен участвовал в студенческом бунте против грубого и недалекого преподавателя, в результате которого тот был отчислен из университета. Зачинщики беспорядка оказались под наблюдением у полиции.

После окончания университета в 1834 году Герцен был арестован за то, что с товарищами пел «бунтарские» песни. 9-месячное следствие завершилось ссылкой Герцена в Вятку.

Вернуться домой раньше срока молодому человеку помог случай: в 1837 году он организовал экскурсию для будущего императора Александра II, который проездом оказался в Вятке. Герцен произвел приятное впечатление на наследника российского престола, и благодаря ходатайству Василия Жуковского спустя два года он смог вернуться в Москву.

Литература и философские взгляды

В Париже взгляды публициста «полевели». После февральской революции, которую Герцен горячо приветствовал, и кровавого подавления восстания рабочих он окончательно склонился к социализму и сблизился с революционерами-радикалами. Вместе с Прудоном выпускал газету «Глас народа», взяв на себя финансирование. Материализм и атеизм Александру Герцену становились все ближе.


Писатель Александр Герцен / Эрмитаж

Узнав о публикациях в «Гласе народа», правительство России обязало революционера вернуться на родину. После его отказа последовало изгнание и запрет на возвращение до конца жизни. В России Герцена не забывали. Некрасовский журнал «Современник» публиковал его «Письма из авеню Мариньи», беллетристические произведения, рассказы о жизни во Франции, его идеи обустройства России.

Когда во Франции установился режим Наполеона III, парижскую газету закрыли. Чтобы избежать преследования, Александр Владимирович с семьей переехал в Ниццу. Здесь, оправившись от семейных неурядиц и череды трагедий, Герцен продолжил писать литературные обзоры, статьи и книги. С окончанием революции надежды русского эмигранта прославиться в Европе рухнули. Его радикальные взгляды и философия не стали популярными на Западе. В публицистике Герцена зазвучали ноты разочарования порядками в Европе.


Александр Герцен и Николаей Огарев / Википедия

Вчерашний «западник» все больше возвращался мыслями к России. Теперь он утверждал, что крестьянская община — это эмбрион социализма, который при дальнейшем развитии превратится в справедливое общество. В то же время погруженная в «буржуазное мещанство» Европа далека от совершенства.

В 1849-м, после ареста Николаем I в России имущества Герцена и его матери за революционную деятельность, публицист и писатель отправился в Лондон. В середине 1850-х он открыл типографию, где с 1855-го печатал альманах «Полярная Звезда». Через год к нему присоединился Огарев. Летом 1857 года вышел первый номер журнала «Колокол», где эмигранты ратовали за отмену крепостного права и демократию в России.


Памятник Александру Герцену на кладбище в Ницце / Википедия

Российские либералы реформаторской эпохи Александра II зачитывались каждым номером журнала, делились цитатами талантливого публициста, пока Герцен не поддержал польское восстание 1863–1864 годов. Поляки ратовали за восстановление Речи Посполитой до Днепра. Призывы «Колокола» к русским солдатам переходить на сторону поляков возмутили почитателей журнала. Тираж упал в 6 раз, до полтысячи экземпляров.

В России Герцена презирали и критиковали. А в середине 1860-х политик был вынужден переехать в Женеву: британское правительство поддалось давлению русского и предложило Александру Ивановичу покинуть страну. Летом 1867-го «Колокол» закрылся. Пятью годами ранее та же участь постигла «Полярную звезду». В 1868 году вышла полная версия воспоминаний Герцена «Былое и думы». Мемуары представляют интерес как исторический источник и занимают видное место в библиографии.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным — социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания — оно может служить как реакции, так и революции, тому — с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, — возражал Бакунину Герцен, — имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство — форма преходящая, — подчеркивал Герцен, — не следует, что это форма уже прошедшая».

Философские взгляды Герцена в годы эмиграции

Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далёка русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.

Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями, и каждая ступень воплощается в известном народе. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя со славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен разочаровывался в западной культуре. Запад сгнил, и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадёжного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя — свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России — самый независимый и самый непредубеждённый человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством.[источник не указан 2388 дней]

Личная жизнь

О том, как выглядел писатель в молодости, можно судить по портрету Герцена кисти А. Збруева. Тонкое, одухотворенное лицо с горящими темными глазами не могло не нравиться женщинам. Одна из них — Наталья Захарьина — стала женой Александра. Личная жизнь пары — сюжет для романа. Наталья — двоюродная сестра Герцена, родная племянница отца.

Наталья Александровна, жена Александра Герцена / Википедия

Герцен фактически выкрал ее из дома, чтобы жениться. Венчались супруги во Владимире, где в то время отбывал ссылку революционер. Там же родился первенец Саша, запечатленный на портрете с отцом работы А. Витберга. Он стал известным физиологом, профессором, преподававшим в университете Лозанны. Всего у супругов родились 8 детей, из которых выжили трое.

Во Франции, куда уехали из Москвы Герцены, у Натальи случился роман с немецким поэтом Георгом Гервегом. Какое-то время две семьи (Гервег был женат) жили под одной крышей, пока Герцен не уличил супругу, уверявшую, что «плотской связи» с Георгом у нее нет, в измене. После грянувшего скандала Гервеги покинули дом. Герцен сомневался в отцовстве родившейся в 1850-м дочери Ольги, но признал девочку. Она прожила до глубокой старости и умерла в 103 года.

Через год после появления дочери семью постигло горе. В Средиземном море утонул корабль, на котором в Ниццу плыли мать Герцена с его 8-летним сыном Колей. Их тела так и не нашли. Еще через год — в 1852-м — скончалась от родов Наталья Герцен. Спустя несколько дней умер новорожденный сын Владимир.

https://youtube.com/watch?v=iaAbRd24ZBg

Документальный фильм “Александр Герцен”

В 1856-м из России в Лондон перебрался давний друг и соратник Огарев, у которого Герцен «увел» жену Наталью Тучкову. С 1857-го и до смерти Александра Ивановича они жили вместе. При этом дружба с Огаревым не прервалась.

В 1858-м Тучкова родила дочь Елизавету, а спустя 3 года близнецов. Лиза покончила жизнь самоубийством в 17 лет, а близнецы скончались от дифтерии. Так как Наталья Тучкова не разводилась с Огаревым, появившиеся от Герцена дети официально считались детьми Николая Платоновича.

Детство и юность

Родился будущий светоч революции в марте 1812 года в Москве, в знаменитом доме по Тверскому бульвару, который сохранился до наших дней. Сегодня тут обосновался Литературный институт им. Горького. Дом также известен по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где назван «Домом Грибоедова». О родившемся тут Герцене напоминает памятник в палисаднике.

Иван Яковлев, отец Александра Герцена / Российская государственная библиотека

Масштабы родового поместья по Тверскому, позже вместившего целый институт, говорят о богатстве отца, аристократа и помещика Ивана Яковлева. Род Яковлевых, известный и старинный, ведет начало от боярина времен Ивана Калиты по имени Андрей Кобыла, которого исследователи называют первым достоверным предком дома Романовых. По иронии судьбы Александр Герцен, имевший дальнее родство с русскими царями, стал одним из гробовщиков монархического строя.

Разные фамилии с отцом объясняются незаконным рождением мальчика. Его маму — 16-летнюю немку Генриетту Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта, 45-летний Иван Яковлев привез в Москву из Германии, где жил долгое время. Жениться на юной любовнице помещик не собирался, но сына признал и даже придумал ему фамилию, в переводе с немецкого обозначавшую «сын сердца».

Родитель маленького Саши обладал сумасбродным и тяжелым нравом. Образование сыну он дал на свое усмотрение. В детстве и юности Александру рассказывали о достижениях французской революции и давали читать вольнолюбивые сочинения Пушкина и книги «просветителей» Руссо и Вольтера.

Александр Герцен в молодости / Национальная портретная галерея

В конце 1820-го отец позаботился о зачислении отпрыска в Экспедицию кремлевского строения, ведавшую ремонтными и строительными работами в Кремле и владениях императорской семьи в Москве и окрестностях. На тот момент мальчику исполнилось 8 лет, но Яковлев указал 14. Спустя 3 года 12-летнему Саше присвоили чин коллежского регистратора, низшего чина в Табели о рангах.

Будучи подростком, Герцен познакомился с Николаем Огаревым, с которым Яковлевы состояли в дальнем родстве. Мальчики сошлись в симпатиях к декабристам и, прогуливаясь по Воробьевым горам, поклялись отдать жизнь «в борьбе за благо родины»

Позже российские либералы придали этому событию в биографии Герцена важность исторического. В 18 лет Александр Герцен поступил в университет, выбрав физико-математический уклон

Крушение идеалов

Герцен Александр Иванович, биография которого и так была насыщена частыми переездами, вторую половину жизни вовсе провёл за пределами России. В 1846 году умер отец писателя, оставив Герцену большое наследство. Это дало Александру Ивановичу возможность несколько лет путешествовать по Европе. Поездка коренным образом изменила образ мыслей писателя. Его друзья-западники были шокированы, когда прочитали опубликованные в журнале «Отечественные записки» статьи Герцена под названием «Письма с Avenue Marigny», впоследствии ставшие известными как «Письма из Франции и Италии». Явный антибуржуазный настрой этих писем свидетельствовал о том, что писатель разочаровался в жизнеспособности революционных западных идей. Став свидетелем провала цепи революций, прокатившихся по Европе в 1848-1849 годах, так называемой «весны народов», он начинает разрабатывать теорию «русского социализма», давшую жизнь новому течению русской философской мысли — народничеству.

Подробная биография

А.И.Герцен – писатель-революционер, чья жизнь была посвящена развитию и преобразованию России. Новатор не только политических, но и педагогических, философских взглядов он всей своей жизнью доказал неподдельную любовь и заботу о своей Родине.

Родившись в 1812 году в незарегистрированном браке отца Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, воспитывался в доме своего дяди. Фамилию придумал ему отец. Она в переводе с немецкого языка означала «дитя сердца».

Первоначальное обучение будущий писатель получил дома, с детских лет зачитываясь произведениями Гете, Вольтера. Впоследствии именно они легки в основу его свободолюбивых взглядов.

В 1829 году Александр Иванович становиться студентом Московского университета факультета физико-математического. Совместно со студентом Николаем Огаревым им организовывается кружок таких же вольнодумцев, в котором они мечтали о построении идеального общества в России.

Окончив с серебряной медалью университет, Герцен поступает на службу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Идеей писателя была создание собственного журнала, который бы объединял вопросы не только литературного характера, но и естествознания, философии, политики.

В 1834 году Герцена был арестован. Поводом послужило распевание песен порочащих имя царя и его семьи. Следствие не установило прямой вины писателя, но зная его взгляды, он был выслан в Пермь, затем в Вятку

Находясь под пристальным вниманием полиции, он продолжает писать под псевдонимом Искандер

По прошению Жуковского Александра Ивановича переводят во Владимир на должность советника правления. Здесь он тайно жениться на своей двоюродной сестре.

В начале 1840 года ему разрешается вернуться в столицу. Весной этого же года Герцен переезжает в Петербург, поступая на службу в министерство внутренних дел. Этот небольшой период времени ознаменован его дружбой с Белинским и вступления его в ряды западников. Всего год прожил Герцен в Петербурге, откуда был выслан в Новгород за критику работы полиции. С 1841 по 1846 года Герцен работает над своим произведением «Кто виноват?»

В июле 1842 года писатель вновь возвращается в Москву, продолжая посещать Петербург и заседания кружка Белинского.

После смерти отца, получив приличное наследство, Александр Иванович в 1847 году навсегда покидает Родину и уезжает в Париж. Открытая поддержка сторонников Французской февральской революции 1848 года, закрыло писателю возможность возвращения в Россию. После поражения рабочего движения во Франции Герцен бежал в Рим, откуда перебрался с начало в Швейцарию, затем в Ниццу.

Черная полоса в личной жизни (измена супруги, гибель мамы с сыном, смерть новорожденного ребенка) заставили в 1853 писателя переехать в Лондон, где стал основателем русского издания в эмиграции. В это время им написаны воспоминания «Былое и думы», диалоги «С того берега». В 1857 году сбывается мечта Герцена об издании собственного журнала. «Колокол» стал центральным изданием при решении вопросов освобождения крестьян, но после проведения реформы ее тираж упал. По настоянию Российского государства правительство Великобритании отказало Герцену в проживание, он вместе с типографией и журналом переезжает в Швейцарию, гражданином которой является. В январе 1870 года А.И.Герцен скончался в Париже, куда он прибыл по делам. Похоронили писателя в Ницце.

В период советского периода развития России труды Герцена признавали неоценимыми, повлиявшими на ход революционных событий. Его именем до настоящего времени названы улицы, библиотеки, университеты.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Педагогические идеи

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако, в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.

Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Критика системы образования при Николае I

Герцен показал опасность авторитарного воспитания в России его времени. Он резко критиковал систему образования и отношение к образованию Николая I.

Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребёнка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».

Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

Народная педагогика

Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, бескорыстной любви к родине, отвращению к праздности.

Воспитание

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства». В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребёнку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.

Образование

Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал учёных вывести науку из стен кабинетов, сделать её достижения всеобщим достоянием. Подчёркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению, человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Герцен всемерно подчёркивал, что образование должно способствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Воспитателям следует, опираясь на врождённые склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины, — говорил он, — нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».

Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций происхождение Вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с неправильными взглядами, предрассудками и суеверием и опровергает идеалистическое измышление о том, что в человеке отдельно от его тела существует ещё и душа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий