Ключевский Василий Осипович

Афоризмы В. Ключевского

  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прощать.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек — это величайшая скотина в мире.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Цитаты[править]

  • «Упадок платёжных и нравственных сил народа едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже пять Швеций»
  • «…смысл 3-й и 4-й коалиций: Россия боролась за Германию, чтобы предупредить борьбу за себя, в  и  гг. хотела предотвратить 1812-й год»
  • «Наполеон толкнул Александра на Швецию, чтобы петербургские дамы не слышали шведских пушек»
  • «Чувство одиночества не только не пугает меня, даже доставляет эгоистическое удовольствие» (февраль )
  • «В настоящее время зачастую встречаешь гимназиста, который идёт с выражением Наполеона I.., хотя в кармане у него бальная книжка, где всё двойка, двойка и двойка»
  • «После Крымской войны р правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р интеллигенция поняла, что её правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р народ начинает понимать, что и его правительство и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остаётся заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции» (7 апреля )
  • «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает спавшую Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой? Это зависит от европ партии анархии: если эта партия ввиду жёлтой опасности притихнет, Европа будет завоёвана жёлтыми пигмеями; если будет безобразничать… белая Европа одолеет жёлтую Азию. Победа возможна только при единодушии европ народов, а оно достижимо только на почве борьбы с анархией» (май 1904)

«Курс русской истории»

Самый известный научный труд Ключевского – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Он работал над ним более 30 лет, но решился к его публикации только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории Ключевский считает колонизацию России, вокруг колонизации и развертываются основные события: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:

I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.

II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.

Памятник Ключевскому в Пензе

III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей

Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя, самодержавие опирается на военно-служилый класс – дворянство. К крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Жизнь самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. По убеждениям он был умеренным консерватором, политические выступления его крайне немногочисленны. Но если они и были, то всегда отличались оригинальностью мышления и никогда не были в угоду кому-то. Позиция у него была только своя. Например, он произнес в 1894 г. «Похвальное слово» Александру III, которое вызвало возмущение революционного студенчества, настороженно отнесся к революции 1905 г.

“Исторические портреты” В. Ключевского

Его «Исторические портреты» включают ряд биографий известных людей:

Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.Созидатели земли русскойДобрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский.

Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Могила Ключевского в Донском монастыре

Примечания

  1. Ключевский Василий Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. Ныне — в Пензенском районе Пензенской области, Россия.
  3. По положению, штатный академик должен был проживать в Петербурге
  4. ↑ , с. 55.
  5. , с. 56.
  6. : «Здание бывшего духовного училища в Пензе, где после пожара 1858 года располагалась Пензенская духовная семинария, и в котором В. О. Ключевский в 1858—1860 годах учился в семинарии сохранилось до наших дней и имеет статус памятника культурного наследия России (в настоящее время там располагается факультет стоматологии мединститута Пензенского госуниверситета). В 2018 году на этом здании была торжественно открыта мемориальная доска Ключевскому».
  7. Воспоминания Ключевского о вступительных экзаменах: “Когда зашёл я в такой большой зал, меня сразу охватила робость: смотрю некоторые личности очень хорошо одеты, в пенсне с блестящей оправой, при часах. Смотрю и думаю: не профессора ли это? А потом, когда начался экзамен, смотрю, что эти господа явились сюда за тем же, зачем и я. А когда их начали спрашивать, некоторые из них молчат. Тогда обращались ко мне: «Ключевский! Отвечайте вы». Тут уже я вздохнул посвободнее, думая: «Такие-то вы господа, при пенсне, а молчаливые».
  8. Сочинение было опубликовано в 1866 году и стало первой печатной работой учёного.
  9. , с. 58: «На лекции Ключевского приходили не только те студенты, у которых они были в расписании, но и с других курсов и специальностей. Наиболее предприимчивые приходили заранее, даже на предыдущую лекцию другого курса, чтобы занять хорошие места. Женщинам, которым в то время в университете учиться не разрешалось, и курсистки вынуждены были переодеваться студентами и коротко стричься».
  10. , с. 58.
  11. , с. 59.
  12. С 1 ноября 1893 по 1 апреля 1894 и с 20 декабря 1894 по 1 марта 1895 года Георгию в Абастумане читал курс всеобщей истории, соединённый с русской историей, профессор В. О. Ключевский // Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974. — С. 325, 330, 355.
  13. Ключевский Василий Осипович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  14. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 2: Беліцк — Гімн / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Мн.: БелЭн, 1994. — Т. 2. — 537 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85700-142-0. (белор.)
  15. , с. 61.
  16. Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974. — С.372.Список присяжных поверенных округа Московской судебной палаты и их помощников к 15 ноября 1916 г. М., 1917. — С. 106—107.
  17. .

Язык ученого

Особенностью лексики Ключевского является выразительность, меткость и яркость высказываний. Исследователь умел очень четко выразить свои мысли по поводу самых разных проблем современности и прошлого. Например, ему принадлежит следующее высказывание о реформах первого российского императора: «От большой стройки всегда остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра». Историк часто прибегал к подобного рода сравнениям и метафорам, которые, отличаясь остроумием, тем не менее, очень хорошо передавали его мысли.

Интересно его высказывание о Екатерине II, которую он называл «последней случайностью на русском престоле». Ученый довольно часто прибегал к подобным сравнениям, которые позволяли лучше усвоить пройденный материал. Многие выражение Ключевского стали своего рода поговорками в отечественной историографии. Нередко на его фразы ссылаются для того, чтобы придать выразительности рассуждениям. Многие его слова стали афоризмами. Так, высказывание «В России центр на периферии» почти сразу ушло в народ: его нередко можно встретить в прессе, на симпозиумах, конференциях.

Личная жизнь

В конце 1860-х годов Василий, уже будучи преподавателем в военном училище, делает первые шаги в личной жизни, начинает ухаживать за Анной Бородиной – старшей сестрой своего ученика. Но Анна отвергла сватовство историка, желая посвятить себя осиротевшим племянникам.

Неожиданно для всех Ключевский в 1869 году женился на старшей сестре Анны – Анисье, которая к тому времени считалась «засидевшейся в девицах». Ей тогда исполнилось 32, и она была на 3 года старше жениха, но это не смутило Ключевского.

Современники описывают ученого далеким от классических канонов красоты человеком, приписывая ему внешность приходского попа: невыразительное лицо, редкая борода, немного ироничное выражение лица. Но стоило мужчине завязать разговор, как проявлялась его невероятная харизма.

Василий Ключевский на смертном одре / С.Г. Смирнов (журнал “Огонёк”, № 21, 1911), Википедия

Биографы Ключевского сообщают, что супруги через всю жизнь пронесли нежность друг к другу. Но Анисья не стала близким по духу человеком для Василия Осиповича. А вот с ее младшими сестрами – Анной и Надеждой – Ключевский поддерживал доверительную переписку.

Зато Анисья Михайловна взяла на себя заботу о быте, доме и хозяйстве, ведь в этих вопросах, как и большинство ученых, ее супруг был абсолютно беспомощен. Семейная пара воспитала единственного сына Бориса, который окончил Московский университет и помогал отцу в его научной деятельности, хотя не имел к ней особого стремления.

Также на правах родной дочери профессора в семье росла и его племянница Елизавета Корнева. Девушка в 1906 году вышла замуж и вскоре умерла от чахотки. Через 3 года умерла и Анисья Михайловна – женщина скоропостижно скончалась во время одного из походов в храм.

История

Бурлящая столичная жизнь манила и пугала провинциального студента одновременно. Он старался держаться в стороне от политических кружков, митингов и прочего студенческого «досуга». Ключевский подрабатывал репетитором, чтобы прокормить сестер и мать. В 1864-1865 годах парень завершил обучение в университете. Его кандидатская работа получила название «Сказания иностранцев о Московском государстве» и заслужила высокую оценку. Получившего золотую медаль выпускника оставили стипендиатом при кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Портрет историка В.О.Ключевского. Художник Леонид Пастернак / Русская живопись

Магистерскую диссертацию Ключевский посвятил необычной и увлекательной теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Историк работал над трудом 5 лет, изучил почти тысячу жизнеописаний, провел 6 научных исследований. После блестящей защиты в 1871 году получил право преподавать в вузах.

Первым рабочим местом молодого историка стало Александровское военное училище, в котором он преподавал курс новой всеобщей истории, заменив своего прославленного педагога Сергея Соловьева.

Параллельно он читает лекции на кафедре истории в Московской духовной академии и на Высших женских курсах, а с 1879 года – в Московском университете. Ораторский талант Ключевского за годы ученой работы только окреп: лекции он читает с таким воодушевлением, что собирает потоки студентов, они даже встают в очередь. Историк приводит неожиданные примеры, оспаривает принятые точки зрения, сыплет цитатами и афоризмами, живо и ярко отвечает на вопросы.

Василий Ключевский – «Исторические портреты»

В своих выступлениях лектор выстраивал целые галереи исторических портретов, в числе которых и образы русских монархов. К примеру, известны его ироничные высказывания об императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, когда историк замечает, что «со времен Петра Великого много чудес перебывало на российском престоле». На самом деле Ключевский первым стал говорить о представителях российской монархии как об обычных людях, которым не чужды человеческие слабости.

В 1882 году Василий Осипович защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и стал профессором четырех учебных заведений. Достижения и репутация молодого профессора не остались без внимания со стороны первых лиц государства.

В конце 1890-х пишет ряд крупных исторических работ: «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Евгений Онегин и его предки» (1887) и другие.

Памятник Василию Ключевскому в Пензе / Википедия

С 1893 по 1895 годы Ключевский преподавал историю сыну императора Александра III – великому князю Георгию Александровичу. В этом статусе имел личное расположения государя, был приближен к царской семье, бывал в их обществе. Несмотря на занятость, продолжает исследовательскую работу, выпускает «Краткое пособие по новой истории», третье издание «Боярской думы Древней Руси».

В 1900 году профессор, который уже побывал в статусе декана историко-филологического факультета Московского университета, проректором этого вуза, а также председателем Общества истории и древностей Российских, избран еще и в Императорскую академию наук.

Начало нового столетия ознаменовало публикацию грандиозного труда Ключевского «Курс русской истории» в 5 частях. Можно сказать, что это работа всей его жизни: на подготовку книги ушло свыше 30 лет.

Василий Ключевский / Википедия

В ней профессор развивает теорию о четырех исторических отрезках: Днепровская Русь (основа экономики – торговля), Верхневолжская Русь (государственная власть перешла к князю), Великая Русь (управление царей и боярской думы), Императорская Россия (правящее сословие – дворяне, развитие производственной экономики).

В 1906 году Ключевский уходит из Духовной академии, в которой проработал 36 лет, несмотря на протесты студентов. Теперь педагог читает лекции в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие талантливые художники и артисты.

Василий Осипович оставил после себя не только обширную библиографию, но и целые поколения замечательных учеников, ставших выдающимися учеными-историками. В их числе Павел Милюков, Матвей Любавский, Александр Кизеветтер, Михаил Богословский, Сергей Бахрушин.

История

После 4-х лет обучения в вузе, Василию Ключевскому предложили остаться при кафедре русской истории для подготовки к профессорской степени. Темой для своей магистерской диссертации он выбрал – «Древнерусские жития святых как исторический источник».

Над работой парень трудился около 5 лет. За это время он изучил почти тысячу биографий, а также провел 6 научных исследований. В итоге, в 1871 г. историк смог уверенно провести защиту и получить право на преподавание в высших учебных заведениях.

Изначально Ключевский трудился в Александровском военном училище, где преподавал всеобщую историю. Одновременно с этим он читал лекции в местной духовной академии. В 1879 г. он стал преподавать русскую историю в родном университете.

Будучи талантливым оратором, Василий Осипович имел большую армию поклонников. Студенты буквально становились в очередь, желая послушать лекции историка. В своих выступлениях он приводил интересные факты, подвергал сомнению устоявшиеся точки зрения и мастерски отвечал на вопросы учеников.

Также на занятиях Ключевский ярко описывал разных русских правителей. Любопытно, что он был первым, кто начал говорить о монархах как об обычных людях, подверженных человеческим порокам.

В 1882 г. Василий Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и стал профессором 4-х вузов. Получив большую популярность в обществе, как глубокий знаток истории, педагог по распоряжению Александра 3 обучал всеобщей истории его третьего сына Георгия.

В тому времени биографии Ключевский издал ряд серьезных исторических трудов, включая «Русский рубль 16-18 вв. в его отношении к нынешнему» (1884) и «Происхождение крепостного права в России» (1885).

В 1900 г. мужчину избрали членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Через несколько лет был опубликован фундаментальный труд Василия Ключевского «Курс русской истории», состоящий из 5 частей. На создание этой работы у автора ушло более 30 лет.

В 1906 г. профессор покидает Духовную академию, в которой проработал 36 лет, несмотря на протесты студентов. После этого он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками становятся многие деятели искусства.

Василий Осипович вырастил множество ведущих ученых-историков, включая Валерия Лясковского, Александра Хаханова, Алексея Яковлева, Юрия Готье и других.

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Первые исследования

В 1865 году Ключевский завершил обучение в университете, написав кандидатскую работу под названием «Сказания иностранцев о Московском государстве» и получив золотую медаль за отличную учёбу. Его оставили стипендиатом при кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Уже тогда Василий Ключевский всерьёз заинтересовался народным творчеством, фольклором, культурой и решил посвятить себя исследованию народной жизни.

Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов. После блестящей защиты диссертации в 1871 году Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях страны.

Биография Ключевского

Василий Ключевский появился на свет 16 (28) января 1841 г. в селе Воскресеновка (Пензенская губерния). Он рос и воспитывался в семье бедного священника Осипа Васильевича. У историка было 2 сестры.

Детство и юность

Когда Василию было около 9 лет его отца постигла трагическая смерть. Возвращаясь домой глава семейства попал под сильную грозу. Испуганные громом и молниями лошади опрокинули повозку, после чего мужчина потерял сознание и захлебнулся потоками воды.

Стоит заметить, что именно Василий был первым, кто обнаружил мертвого отца. Мальчик испытал настолько глубокое потрясение, что на протяжении долгих лет страдал от заикания.

После утраты кормильца, семейство Ключевских обосновалось в Пензе, находясь на попечении местной епархии. Один из знакомых погибшего Осипа Васильевича предоставил им небольшой дом, где поселились сироты и вдова.

Начальное образование Василий получил в духовном училище, но по причине заикания не мог в полной мере освоить учебную программу. Юношу даже хотели исключить из него вследствие профнепригодности, однако мать смогла все уладить.

Женщина уговорила одного из студентов позаниматься с ее сыном. В результате, Василию Ключевскому удалось не только избавиться от недуга, но и стать прекрасным оратором. После выпуска из училища, он поступил в духовную семинарию.

Ключевскому предстояло стать священнослужителем, так как он был на содержании у епархии. Но поскольку ему не хотелось связывать свою жизнь с духовным служением, он решил пойти на хитрость.

Василий бросил учебу, ссылаясь на «плохое здоровье». В действительности, он просто хотел получить историческое образование. В 1861 г. юноша успешно сдал экзамены в Московский университет, выбрав историко-филологический факультет.

Работы по истории

Василий Ключевский, биография которого была вкратце представлена в предыдущих разделах, известен как автор знаменитого курса лекций, которые он читал на протяжении нескольких десятилетий. Будучи прекрасным оратором, он великолепно владел литературным языком, который делал его выступления особенно яркими и выразительными. Благодаря метким и остроумным замечаниями и заключениям, которыми он сопровождал свои научные рассуждения, его лекции приобрели особенную популярность. Василий Ключевский, история России которого стала настоящим эталоном не только для его учеников, но и для многих других отечественных ученых, также прославился как вдумчивый наблюдатель над бытом русского народа

До него исследователи, как правило, обращали внимание на политические события и факты, поэтому его работы без преувеличения можно назвать настоящим прорывом в историографии

Примечания

  1. Ключевский Василий Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. Ныне — в Пензенском районе Пензенской области, Россия.
  3. По положению, штатный академик должен был проживать в Петербурге
  4. Сочинение было опубликовано в 1866 г. и стало первой печатной работой учёного.
  5. С 1.11.1893 г. по 1.04.1894 г. и с 20.12.1894 г. по 1.03.1895 г. Георгию в Абастумане читал курс всеобщей истории, соединённый с русской историей, профессор В. О. Ключевский.//Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974. — С.325, 330, 355.
  6. Ключевский Василий Осипович // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  7. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 2: Беліцк — Гімн / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Мн.: БелЭн, 1994. — Т. 2. — 537 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85700-142-0. (белор.)
  8. Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974. — С.372.Список присяжных поверенных округа Московской судебной палаты и их помощников к 15 ноября 1916 г. М.,1917.- С.106-107.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий