Матисс, Анри Эмиль Бенуа

Фовистский период

Лето 1905 года Матисс провёл с Андре Дереном и Морисом де Вламинком в Кольюре, рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.

Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 году на уровне экспериментов и был актуален до 1910 года, само же движение длилось всего несколько лет, с 1904 по 1908 год, и имело три выставки. Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Каждый из них имел своих последователей. Другими значительными художниками в движении были Жорж Брак, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген и Морис де Вламинк. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению.

Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами.

Когда осенью 1905 года будущие фовисты впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже, их резкие, энергичные краски буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Камиль Моклер (англ.)русск. сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо общественности. Другой критик, Луи Воксель, в рецензии Донателло среди дикарей! (фр. Donatello parmi les fauves!), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. fauves).

Матисс представил на выставке две работы, Открытое окно и Женщина в зелёной шляпе. Критика Луи Вокселя была направлена прежде всего на картину Женщина в зелёной шляпе. Коллекционер из США Лео Стайн , брат известных коллекционеров, Майкла Стайна и Гертруды Стайн, купил у художника эту картину за 500 франков. Скандальный успех повысил рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.

После выставки в начале 1906 года в галерее Берней-Жён (фр.)русск., 20 марта 1906 года в Салоне Независимых художник представил свою новую картину Радость жизни, в сюжете которой сочетались мотивы пасторали и вакханалии. Реакция критиков и академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Среди критиков оказался и Поль Синьяк, вице-президент «независимых». Пост-импрессионисты отошли от Матисса. Однако, Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней важный образ современности.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества, и взаимного уважения. Гертруда Стайн, вместе с друзьям из Балтимора в США, сёстрами Кларабель и Эттой Коэнами (англ.)русск., были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ.)русск..

В мае 1906 года Матисс приехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра. Во время поездки он не рисовал. Сразу по возвращении во Францию им была написана картина Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры) и создана скульптура Лежащая обнажённая I (Аврора). Из двухнедельной поездки, он привёз керамику и ткани, которые затем часто использовал в качестве фона для своих картин.

Под впечатлением поездки Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. В его графике арабеск сочетался с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В это время он открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией. Тогда же появились первые литографии художника, гравюры на дереве и керамика.

В 1907 году Матисс отправился в путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену.

↑ Открытие фовизма

       Матисс является основоположником фовизма, характеризующимся эмоциональной силой и стихийной динамикой письма, стремлением передать душу изображаемого мира.
А началось все с того, что осенью 1905 г. знаменитый парижский Салон организовал выставку. Среди показанных работ была “Женщина в зеленой шляпе» и несколько других картин Матисса, которые произвели фурор среди любителей знатоков живописи. Они были написаны в незнакомой и непривычной манере, которую потом назовут новым направлением в живописи – фовизмом.

      В эти годы Матисс познакомился со скульптурой народов Африки, начал ее изучать, коллекционировать, кроме того, его заинтересовала классическая японская ксилография и арабское декоративное искусство. Все это сказалось на его живописи.
В 1906 году Матисс завершил свою композицию «Радость жизни», написанной по мотивам поэмы С. Малларме «Послеобеденный отдых фавна», где сочетаются пастораль и вакханалия. Тогда же появились и первые его литографии, деревянные гравюры, расписанная керамика.

      При помощи пера, карандаша и угля художник продолжает совершенствовать рисунок.
Работы Матисса всех видов и жанров так или иначе связаны с фовизмом. Чтобы изучать основы этого направления в искусстве, их исследуют, копируют, открывают все новые средства передачи чувственности и обаяния натуры.

Фовизм

К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном. Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности. Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.

Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года. Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.

На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.

С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.

Примечания

  1. Spurling, Hilary (2001). The Unknown Matisse: A Life of Henri Matisse: The Early Years, 1869—1908. University of California Press, 2001. ISBN 0-520-22203-2, стр. 4-6.
  2. Leymarie, Jean; Read, Herbert; Lieberman, William S. (1966), Henri Matisse, UCLA Art Council, стp.9.
  3. Bärbel Küster. «Arbeiten und auf niemanden hören.» Süddeutsche Zeitung, 6 July 2007.
  4. Spurling, Hilary. The Unknown Matisse: A Life of Henri Matisse, the Early Years, 1869—1908, стp. 86.
  5. ↑ Oxford Art Online, «Henri Matisse»
  6. Leymarie, Jean; Read, Herbert; Lieberman, William S. (1966), Henri Matisse, UCLA Art Council, стp.19-20.
  7. Leymarie, Jean; Read, Herbert; Lieberman, William S. (1966), Henri Matisse, UCLA Art Council, стp.10.
  8. John Elderfield, The «Wild Beasts» Fauvism and Its Affinities, 1976, Museum of Modern Art, стр.13, ISBN 0-87070-638-1
  9. Freeman, Judi, et al., The Fauve Landscape, 1990, Abbeville Press, стp. 13, ISBN 1-55859-025-0.
  10. В зале, где проходила выставка художников, находилась скульптура работы Донателло, скульптора эпохи Возрождения. Отсюда название статьи.
  11. John Elderfield: The Wild Beasts Fauvism and Its Affinities, 1976, Museum of Modern Art, стр. 43, ISBN 0-87070-638-1.
  12. Stefana Sabin: Gertrude Stein. Rowohlt, Reinbek 1996, ISBN 3-499-50530-4, стр. 36
  13. Ulrike Lorenz, Norbert Wolf (Hrsg.): Brücke — Die deutschen «Wilden» und die Geburt des Expressionismus, Taschen Verlag, Köln 2008, стр. 12 f.
  14. Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года. — В кн.: Труды Государственного Эрмитажа, XIV. Л., 1973, с. 167—184.
  15. ↑ André Verdet: A Propos du dessin et des odalisque, Entretiens notes et écrits sur la peinture, 1978, Editions Galilée, Paris.
  16. Jack Cowart and Dominique Fourcade. Henri Matisse: The Early Years in Nice 1916—1930. Henry N. Abrams, Inc., 1986. стp. 47. ISBN 978-0-8109-1442-1.
  17. Апель К. О. Матисс./Военная реальность и радость творчества. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007, стр. 144.
  18. В русскоязычной литературе обычно используется название «Капелла Чёток», французское название — «Chapelle du Rosaire».

Наследие и память

Анри Матисс сумел прожить чрезвычайно долгую и насыщенную событиями жизнь, успев объездить пол света и оставив после себя колоссальное наследие. Он скончался 3 ноября 1954 года в пригороде Ниццы в возрасте 84 лет.

Если верить легенде, Пикассо, услышав о смерти художника, тотчас воскликнул: «Как же я теперь буду работать?!» Потеряв своего заклятого друга, Пикассо потерял значительную часть мотивации.

Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства. По словам живописца и скульптора Фернана Леже, он занял центральное место во французской живописи и «ушёл, осуществив всё в своём творчестве».

Сегодня Матисс стабильно держится в топе рейтингов самых дорогостоящих живописцев планеты. В 2007 году его знаменитая картина «Одалиска. Голубая гармония» была продана на аукционе Christie’s за рекордные 33  641 000 долларов.

Художник фигурирует в таких художественных фильмах, как «Полночь в Париже», «Модильяни», «Прожить жизнь с Пикассо». О нём также были сняты документальные ленты «Мировое искусство: Анри Матисс» и «Матисс».

Также в честь живописца был назван кратер на Меркурии.

Женщина в шляпе (1905)

На 1905–1906 года пришёлся пик творчества Матисса в стиле фовизма. Смелое сочетание ярких цветов в те времена воспринимались как уродство и что-то несуразное. Особенно негативную реакцию вызвало у публики полотно «Женщина в шляпе». Его назвали «дикостью», по-французски fauve, от чего и произошло название течения — фовизм.

Если вспомнить, как публика принимала первых импрессионистов, то реакция на фовизм была ожидаемой. Публика негодовала, а художники нашли в этом направлении новую свежую струю.

«Женщина в шляпе» — неординарный, по мнению редакции most-beautyt.ru, женский портрет. На зелёном фоне зелёное асимметричное женское лицо смотрит на зрителей вполоборота — абсолютно не человеческий облик. Но художник видел образ по-своему и изобразил его без соблюдения правил и канонов.

4

Живопись

В 1891 г. Анри оставил правовую деятельность и отправился в Париж, начав готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако он провалил экзамены, в связи с чем смог стать учеником Школы только спустя 4 года.

В данный период биографии Матисс часто посещал Лувр, исследуя полотна великих мастеров. Здесь он перерисовывал картины французских и голландских живописцев. Одновременно с этим, он увлекался современными течениями и классическим японским искусством.

Позднее Анри познакомился с австралийским художником Джоном Питером Расселом. Именно Рассел открыл для него мир импрессионизма, который в то время только набирал обороты. В частности, он показал Матиссу работы Ван Гога, с которым Рассел был тесно знаком около 10 лет.

Общение с Джоном оказало на Анри огромное влияние и позже, он даже называл его своим наставником. По словам Матисса, он помог ему осмыслить теорию цвета.

В 1896 г. сразу 5 полотен Анри были выставлены в Салоне, 2 из которых были куплены государством. После такого успеха, его избрали членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. В 1890-е годы он ежегодно писал по несколько картин, выполненных в духе импрессионизма.

В начале 1900-х годов Матисс находился в активных творческих поисках, экспериментируя с разными жанрами. Не смотря на серьезные материальные трудности, он покупал полотна тех художников, которыми он восхищался. В частности, на него производило огромное впечатление творчество Поля Сезанна.

Анри поражала работа Сезанна с цветом и самой структурой живописи. В результате, он даже называл его своим основным вдохновителем. Летом 1904 г. в биографии Матисса произошло знаковое событие – была организована его первая персональная выставка, которая, однако, не впечатлила его соотечественников.

После этого Анри решил попробовать свои силы в технике точечных мазков, став автором первого шедевра – «Роскошь, покой и наслаждение». Тем не менее, вскоре он охладел к такому стилю письма, предпочтя ему широкие и размашистые мазки.

В середине 1905 г. в карьере Матисса произошел творческий переворот. Вместе с группой единомышленников он создал совершенно новый стиль – фовизм. Для фовизма были характерны обобщение формы и пространства, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

На предстоящей выставке Анри продемонстрировал 2 новые работы – «Женщина в шляпе» и «Открытое окно». На художников-новаторов обрушилась волна критики, поскольку посетители были возмущены их пренебрежением к канонам изобразительного искусства. Не случайно публика прозвала их фовистами, что в переводе с французского означало – дикари.

И все же, было немало и тех, кто проявил большой интерес к фовизму. В результате, у Матисса и его коллег начали покупать картины. Интересен факт, что большая часть лучших работ Анри, была создана в период 1906-1917 гг.

Скульптор Анри Матисс

Вскоре Матисс познакомился с еще малоизвестным Пабло Пикассо, с которым продолжал дружить и в последующие годы биографии. В будущем они будут «соперничать» между собой на мировой художественной арене, проявляя друг к другу большое взаимоуважение.

Два наиболее прославленных полотна – «Танец» и «Музыка», Анри Матисс написал для русского мецената Сергея Щукина. Примечательно, что монтаж своих картин живописец контролировал самостоятельно. Ради этого, он приехал в Москву, где ему оказали очень теплый прием.

В скором времени Матисс посетил Алжир и Италию. Приехав домой он создал новый шедевр «Голубая обнаженная», а также увлекся литографией и гравюрой. Постепенно в его творчестве происходит отход от приемов фовизма.

Картины Анри наполняются тонкостью и глубиной, а также начинает прослеживаться связь с природой. В 1920-х годах он уже имел мировую известность, вследствие чего его выставки проходили в самых разных городах и странах.

В разгар Второй мировой войны (1939-1945) у мастера обнаружили онкологию. После операции он почти не мог передвигаться. В этот отрезок биографии, он стал автором нового направления в сфере декупажа, в основе которого лежало составление картин из кусков разноцветной бумаги.

На закате своей карьеры Анри Матисс уделял внимание интерьеру. Также он приложил руку к художественному оформлению женского монастыря в Вансе

Сам он говорил, что работа над Капеллой в монастыре, потребовала от него 4-х лет усидчивого труда, и что она является результатом всей его сознательной жизни. Более того, Матисс заявлял, что не смотря на все ее недостатки, он считал Капеллу своим лучшим произведением.

Личная жизнь

Личную жизнь Анри Матисса украсили три женщины. В 1984 году художник впервые стал отцом – модель Каролина Жобло подарила талантливому живописцу дочь Маргариту. Однако Анри женился вовсе не на этой девушке.

Анри Матисс с женой и дочерью Маргаритой

Официальной супругой стала Амели Парейр, с которой представитель мира живописи познакомился на свадьбе товарища. Девушка выступала в роли подружки невесты, а Анри случайно посадили рядом за стол. Амели сразила любовь с первого взгляда, молодой человек тоже начал оказывать знаки внимания. Девушка стала первым близким человеком, который поверил в его талант безоговорочно.

Анри Матисс и Амели Парейр

Перед бракосочетанием жених предупредил невесту, что главное место в жизни всегда будет занимать работа. Даже на медовый месяц новоиспеченная семья поехала в Лондон, чтобы познакомиться с творчеством Уильяма Тернера.

В браке родились сыновья Жана-Жерар и Пьер. Супруги к тому же взяли в свою семью на воспитание Маргариту. Долгие годы дочь и жена занимали места главных моделей и муз художника. Одна из знаменитых картин, посвященных жене, – «Зеленая полоса», написанная в 1905 году.

Картина Анри Матисса «Зеленая полоса» и Амели Парейр

Этот портрет любимой женщины поразил тогдашних ценителей искусства «уродливостью». Зрители считали, что представитель фовизма переборщил с яркостью красок и откровенной правдивостью.

На пике популярности, который пришелся на 30-е годы, художнику понадобился помощник. Матисс в то время с семьей переехал в Ниццу. Однажды в доме появилась молоденькая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая стала секретарем живописца. Супруга сначала не видела в девушке опасности – мужу не нравились светловолосые. Но ситуация поменялась мгновенно: случайно увидев Лидию в спальне жены, Анри бросился ее рисовать.

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Впоследствии Амели развелась со знаменитым супругом, а Дилекторская стала последней музой Матисса. Какие отношения царили в этом союзе, была это любовь, или пара ограничивалась совместной работой, до сих пор не известно. Среди россыпи рисунков и картин, на которых изображена Лидия, особняком стоит полотно «Одалиска. Голубая гармония».

Творческое становление

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1897 году он снова посетил его.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет, и даже подарил Анри два его рисунка.. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника, и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая, написанная в 1894 году и приобретенная для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

По совету Камиля Писсарро в свой медовый месяц он отправился с женой в Лондон исследовать картины Уильяма Тёрнера. Затем супруги предприняли путешествие по Корсике, во время которого побывали также в Тулузе и Генуе. В феврале 1899 года они вернулись в Париж.

Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств. После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Здесь Анри познакомился с Андре Дереном, Жаном Пюи (англ.)русск., Жюлем Фландреном (англ.)русск. и Морисом де Вламинком.

Его первой пробой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, сделанная им в 1899 году. В 1900 году, наряду с работой над картинами, Анри начал посещать вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гран-Шомьер. По утрам вместе с Альбером Марке он рисовал в Люксембургском саду, а по вечерам посещал занятия скульптурой.

Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Переезд в Исси-ле-Мулино

В 1909 году Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца.

После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 году, Матисс провел два месяца в Севилье, на юге Испании, изучая мавританское искусство. В 1911 году он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству.

В 1912 году состоялась первая выставка Матисса в США, организованная Альфредом Штиглицом в Галерее 291, в Нью-Йорке. Уже в следующем году несколько картин Матисса попали на выставку Армори Шоу в Нью-Йорке, и вызвали бурю негодования у консервативной американской публики. Тем не менее, произведения художника продолжали выставляться в США Уолтером Пачем, казначеем Армори Шоу, с 1914 по 1926 год.

Примерно в это же время, некоторые композиции Матисса, по мнению многих критиков, были созданы художником под влиянием кубизма. Это связывали с его дружбой с Пабло Пикассо. Матисс говорил, что оба художника, во время их встреч и бесед, много дали друг другу. При этом Пабло Пикассо брал на себя роль «адвоката дьявола», выискивая в произведениях Матисса слабые стороны.

С 1911 по 1913 год художник дважды побывал в Марокко. Результатом этих путешествий, последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом, как, например, в картинах Бербер (1913) и Арабская кофейня (1913).

Летом 1914 года Матисс в третий раз посетил Германию, на этот раз Берлин. В том же году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника.

1906–1917

Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.

После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912–1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.

С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.

«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910–1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».

Детство и юность

В семье торговца зерном Эмиля Ипполита Матисса и художницы-любительницы Элоизы Анны Жерар 31 декабря 1869 года на свет появился маленький Анри. Случилось это радостное событие на севере Франции, в городке Ле-Като-Камбрези. В 1870–1871 годах, после войны семья переехала в соседний городок Боэн-ан-Вермандуа. Отец продолжил торговлю, мама занималась росписью керамической посуды и помогала ему вести бизнес.

Анри Матисс с мамой (1889)

В 1972 году в семье родился младший брат Эмиль Огюст. По воле отца Анри должен был унаследовать его бизнес. Отучившись в средней школе (1882 – 1887) в городе Сен-Кантен, Матисс отбыл в Париж изучать юриспруденцию. В 1891 году он вернулся в свой городок, где прошло его детство и приступил к работе служащим в судебной палате.

Анри мог и не стать великим художником, если бы не случай. Однажды, у молодого юриста случился сильный приступ аппендицита. Его спасли хирурги, но послеоперационное восстановление было долгим. Чтобы как-то развлечь сына, мать принесла в больницу акварельные краски и альбом. Сначала Матисс копировал открытки, но так увлекся, что принял окончательное решение бросить карьеру юриста и полностью посвятить себя живописи.

Анри Матисс в молодости

Переезд в Ниццу

В 1916 году Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916—1917 года в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 году он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской.

В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. В Ницце он познакомился с Огюстом Ренуаром и Пьером Боннаром.

Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

В 1920 году по просьбе Сергея Павловича Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского в хорегографии Леонида Фёдоровича Мясина. Позднее, в 1937 году им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в хореографии всё того же Леонида Мясина.

В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину Компотница и цветы.

В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками, и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы.

В 1930 году Альберт Барнс, коллекционер из США, заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса. При создании панно Танец II (1932) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

На обратном пути с Таити в сентябре 1930 года, он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии, в США и принял его заказ на создание триптиха Танец II(1932—1934). В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.

Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую (1910—1998), служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако, супруга все равно подала на развод. Матисс остался один, и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти.

1930-е годы стали временем, когда художник попытался подвести итог своим открытиям. Для усиления впечатления, он перенёс в монументальную живопись приемы графики, как например, в картинах Розовая обнаженная (1935) и Натюрморт с устрицами (1940). В его работах того периода всё меньше экзотики и больше асимметрии. В них женские фигуры изображены в праздничных платьях, сидящими в креслах на фоне ковров, цветов и ваз.

В эти годы им были созданы эскизы для гобеленов, книжные иллюстрации. Матисс написал сцены из Одиссеи для романа «Улисс» Джеймса Джойса. В октябре 1931 года была издана первая книга с иллюстрациями художника. Им стал сборник поэзии Стефана Малларме.

В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Примером тому могут служить его картины Музыка II (1939) и Румынская блуза (1940).

Вывод

Анри Матисс был приятным человеком, больше похожим на застенчивого служащего, чем на живописца. Никогда он не брал плату за свое обучение, долго не оставался на одном месте. Не любил, когда обстоятельства мешали его творчеству.

Творчество Матисса сравнивали с апельсином. Он любил яркий цвет! На своих творениях изображал радостную жизнь в противовес катаклизмам прошлого века. Анри прожил долгую жизнь, наполненную светом. В своих работах он старался добиться гармонии и счастья, много экспериментировал со стилями. Но самым главным своим достижением и сбывшейся мечтой Анри считал украшение капеллы!

Что в итоге с фовизмом?

Фовизм как художественное явление можно считать практически целиком французским. Недолгим существованием стиля объясняется его локальность: он не успел распространиться в других странах (большинство искусствоведов склонны отделять фовизм от экспрессионизма). Дело в том, что его приверженцы, будучи революционными натурами, продолжали эксперименты — и фовизм утратил мятежную новизну.

Но от него, как от яркого источника света, в разные стороны протянулись сияющие лучи. Поэтому, несмотря на локальность и узкие хронологические рамки, это художественное течение имело мировое значение для развития живописи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий